Логистика для интернет-торговли Казахстана от Data Insight. Число постаматов в Казахстане
Data Insight выпустило исследование про логистику для e-commerce Казахстана.
Самое интересное
ПРИНЯТЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ ДОСТАВКИ
Как выглядит для получателя – самые распространённые ситуации:
- Норма доставки в Казахстане на данный момент – это курьерская доставка день в день с ожиданием в течение дня без интервалов и экспресс-доставка в пределах 2-4 часов.
- Это доставка предоплаченного заказа или заказа, приобретённого в рассрочку. Оплата на месте не требуется.
- Это чаще доставка от Kaspi.kz.
- Примерка одежды и обуви или проверка товара на месте при курьере не производится. В случае проблемы решается последующим возвратом.
Как выглядит для онлайн-ритейлера – самые частотные ситуации:
- Заказ получен по модели рассрочки, BNPL, оплаты частями в кредит.
- Условия доставки – «бесплатная доставка» при заказе на определённую сумму. Стоимость доставки заложена в себестоимость и/или стоимость кредита.
- Товар находится на складе ритейлера в этом же городе в случае Kaspi.kz или на складе селлера в том же городе в большинстве остальных случаев. Доставка из этого города в этом же городе.
- Доставка на месте («Последней миле») передаётся конкурентной среде исполнителей – малых курьерских служб, но это порождает специфические проблемы с сервисом.
ТРЕНДЫ, ДРАЙВЕРЫ И СТОППЕРЫ ЛОГИСТИКИ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ КАЗАХСТАНА
- Kaspi.kz – диктует стандарты онлайн-торговли Казахстана и логистики для неё. На первый взгляд, Kaspi.kz как будто не выстраивает инфраструктуру для других игроков, а создаёт только для себя. Такая оценка поверхностная: маркетплейс тестирует партнёрства и использует инфраструктуру других игроков, подключая и отключая службы доставки, операторов складских услуг и 3PL-операторов. Решения Kaspi.kz определяют будущее логистических компаний. Сейчас маркетплейс пользуется услугами генерального подрядчика в фулфилменте и магистральной доставке, а доставку «Последней мили» отдаёт конкурентному пулу исполнителей и сети собственных постаматов. Kaspi.kz задал стандарт курьерской доставки и приучил к ней потребителей. Несмотря на это, маркетплейс последние два года интенсивно развивает собственную сеть постаматов Kaspi Postomats, довёл к концу сентября 2023 года число устройств до 5 223 и стимулирует покупателей пользоваться этим способом доставки. Планируется расширить сеть до 6 000 постаматов до конца года. Маркетплейс в последнее время формирует новый покупательский опыт – получение самовывозом через постамат. И меняет паттерн поведения: ожидание курьерской доставки он меняет на готовность получить в удобном для получателя месте без ожидания.
- «Иностранцев» в логистике Казахстана больше половины. Инвестиции международных и российских игроков – главный драйвер развития. На казахстанском рынке – обилие международных и российских игроков логистики: DHL, Яндекс Доставка, DPD, СДЭК, Boxberry, Wolt, Glovo, Zammler, ПЭК, Деловые Линии, Reworker, СДТ. И это только самый поверхностный список зарубежных для Казахстана логистических компаний. В Kaspi.kz также инвестировали Baring Vostok и топ-менеджер этого фонда. Зарубежные компании инвестируют в инфраструктуру и кадры. Это значит, что российские и международные компании строили и будут строить склады, создавать сети дарксторов и сортировочных центров, будут покупать автомобили, будут инвестировать в связь и интернет, будут закупать складское оборудование, компьютеры и периферию, противопожарные и охранные системы. Это значит, что будет возникать потребность в подрядчиках, аутсорсинге и аутстаффинге. Это значит, что компании будут «охотиться за головами» местных кадров или конкурентов-«иностранцев», будут создавать корпоративные системы обучения или сотрудничать с местными ВУЗами, потому что своих специалистов они привозят в Казахстан мало. Правда, российские кадры теперь едут работать в Казахстан более охотно после февраля 2022 года. Зарубежные игроки приносят рынку Казахстана бизнес-стандарты и успешные практики своих рынков. Это значит одновременно развитие логистики для eCommerce ускоренным темпом и то, что стандарты ориентированы на шаблоны стран происхождения. Это значит, что российские компании будут продвигать ПВЗ, а европейские компании и тесно связанные с ними ритейлеры – курьерскую доставку и постаматы при доставке непродовольственных товаров. Только в eGrocery царит единодушие – и европейские и российские игроки развивают экспресс-доставку. У местных игроков меньше ресурсов для инвестиций. Меньше возможностей строить склады. Это означает дефицит складов для местных игроков и ограничение роста. Это значит, что игроки не готовы вкладывать в создание собственных IT-решений, так как есть готовые международные и российские решения. Исключений немного, например, казахстанская компания Relog c её решением по маршрутизации, которое предлагается и для пользователей в других странах.
Последствия:
-
- Стоппер для развития IT-инфраструктуры выступает как драйвер логистов. Международные и российские игроки приходят на рынок с готовыми и разработанными инструментами, инструментами многолетней разработки, которые уже показали свою успешность на других рынках. Можно быстро стартовать за счёт готовых коробочных или SaaS решений. Такое ПО многофункционально, есть большие команды разработки и поддержки. Это значит, что можно сэкономить на промежуточных этапах.
- Украинские компании, пришедшие в Казахстан в 10-е годы, довольно активно занявшие большую долю рынка, сейчас лишены возможности инвестирования, что сдерживает их рост. Но влияние кадров в логистике сильное, и многие предложения российских IT и логистических компаний отвергаются после февраля 2022 года.
- В eGrocery Казахстана высокая конкуренция международных и локальных игроков: Glovo, Wolt, Яндекс Еда, Magnum Go, ChocoFood и других что означает продвинутость рынка в целом, обмен международными стандартами, возможность перетекания кадров, обмены лучшими практиками.
- Казахстан на сегодняшний день – страна курьера, а не ПВЗ. Курьеры пока доставляют большую часть заказов. Много доставки день-в-день (Same Day), есть доставка на следующий день (Next Day), даже доставка через определённое число дней из Европы, России, Китая, США и других стран или с удалённых складов в большинстве случаев осуществляется курьерами. Самовывоз представлен отделениями национального почтового оператора, постаматами-локерами Kaspi.kz, расширяющимися сетями российских маркетплейсов и некоторыми российскими сетями: СДЭК и Boxberry. Kaspi.kz продвигает собственную сеть локеров уже большую по числу локаций и с широким покрытием. У игрока более 5 223 локеров. Маркетплейс стимулирует покупателей к тому, чтобы небольшие по размеру посылки доставлялись через постаматы. Ещё есть сети Tastamat (более 400 локеров) и 151 почтомат АО «Казпочта».
Эта модель в большой степени напоминает европейскую модель доставки, когда курьеры и постаматы национальных почтовых операторов и международных игроков доставки обеспечивают доставку на «Последней миле». Но рынок из-за этого теряет в предоставлении многих услуг, которые развиты, скажем, на рынке России. В Казахстане слабо развит самый быстрорастущий сегмент «Последней мили» – ПВЗ (пунктов выдачи заказов) с примерочными и возможностью оценить пригодность товара и сделать частичный выкуп. СДЭК, Boxberry быстро наращивает сеть пунктов самовывоза, Wildberries и Ozon строят сети монобрендовых пунктов, но число ПВЗ, их плотность, а, значит, и доля в доставке последней мили всё ещё низка. Казахстан пока почти не использует потенциал ПВЗ, как инструмента роста электронной коммерции.
Между тем ПВЗ может дать и лучший потребительский опыт, и порядочную экономию затрат на доставку, особенно при переводе части доставок день в день курьером (Same Day) на доставку Next Day в ПВЗ. Мало используется и потенциал ПВЗ, как географического социального доказательства: «ПВЗ такого-то маркетплейса есть в соседнем доме, значит, они «свои», а не «чужие».
Есть альтернативное мнение экспертов о том, что казахстанский потребитель не испытывает потребности в получении заказов в пунктах самовывоза, предпочитая курьерскую доставку, а для офлайнового шопинга выбирает походы в торговый центр всей семьёй на выходных. Рынки многих стран прошли этот этап развития, и торговые центры будут терять аудиторию, в то время как онлайн-покупки будут расти. Парадоксально, но Wildberries и Ozon получат большую долю рынка в Казахстане благодаря развитию сетей ПВЗ с расширенным потребительским опытом и меньшими финансовыми затратами, хотя их стратегии экспансии затрудняет долгий срок доставки из России и недостаток товарных запасов в Казахстане для быстрой доставки.
4. Инфраструктурные ограничения становятся тормозом развития интернет-торговли:
- Из-за большой площади Казахстана и расстояний между городами междугородняя и международная доставка долгая и дорогая, что особенно затрудняет доставку в отдалённые районы.
- Зима сильно задерживает и усложняет доставку из-за климата и рельефа, что с учётом высокого сезона продаж в электронной коммерции в зимний период создаёт дополнительные трудности.
- Удалённость городов друг от друга и необходимость быстрой доставки требуют наличия товарных запасов в каждом крупном городе, что ведёт к нехватке складских помещений и «замораживанию» товарных запасов.
- В Казахстане остро ощущается нехватка складов всех классов. Российские маркетплейсы строят склады в различных регионах Казахстана, что становится их конкурентным преимуществом перед местными игроками.
- Проблема нехватки складов изменяет приоритеты работы селлеров на маркетплейсах и логистику. Большинство маркетплейсов в Казахстане используют модель DBS, когда доставка осуществляется силами селлера или рекомендованной маркетплейсом службы доставки.
- Нехватка собственных технологических решений в логистике Казахстана. Большая часть решений иностранная, что замедляет развитие местных IT-решений, но ускоряет развитие логистики за счёт доступа к готовым и продвинутым решениям.
5. Кредит и рассрочка – важный драйвер онлайн-продаж и стоппер разнообразия приёма оплаты
-
- В Казахстане интернет-ритейлеры с банками основателями – лидеры. Kaspi.kz показал другим банкам пример и они активно устремились на этот рынок. Рассрочка и кредит – главный инструмент онлайн-продаж. Регулярные распродажи чаще представлены, как рассрочка без процентов.
- Банк продвигал кредитование и развивал продажи своего маркетплейса. Ресурс банков позволял создавать УТП и одновременно ограничивал доступ на рынок независимых онлайн-ритейлеров без прямого финансового партнёра.
- Кредитование от якорного банка тормозило развитие сторонних финтех-сервисов и не давало разнообразия форм оплаты на месте.
- Кредит и рассрочка будут удерживать покупателей в экосистемах казахстанских банковских маркетплейсов, но российские «новички» рынка будут пытаться внедрять этот инструмент или переходить к ценовой конкуренции.
6. В Казахстане не хватает кадров в логистике, но есть источники пополнения
-
-
- Не хватает сотрудников не только на линейные позиции (курьеров и работников склада), но и менеджеров и специалистов. Приход большого числа иностранных компаний только усиливает конкуренцию за кадры. Запрос курьеров по зарплате велик.
- Сотрудники логистики готовы к протестам: в сентябре 2022 года бастовали сотрудники Алматинского почтамта, в июле 2023 года протестовали курьеры Яндекса.
- Миграция из России после 2022 года позволила усилить команды менеджерами и специалистами и несколько снизить остроту кадрового голода в менеджменте.
- Ресурс работы с самозанятыми в логистике пока почти не используется. Институт самозанятости в Казахстане молод и сейчас представлен в первую очередь фрилансерами в сфере услуг. «Самозанятых» курьеров почти нет.
- Малое распространение получило использование трудовых мигрантов в логистике (в курьерской доставке и работе на складах).
- Точки роста – работа с удержанием, мотивацией, обучением, внутрикорпоративным ростом, корпоративным обучением, связью с ВУЗами, сезонным рекрутингом, лоббированием введения самозанятости в логистике и допуска мигрантов.
- Кадровый вопрос стоит очень остро. Здесь важно отметить, что проблема кадров существует «по всей логистической цепочке». Например, курьеры, занимающиеся доставкой на «Последней миле», выбирают среди массы предложений и перетекают туда, где сегодня платят больше: такси, доставка для маркетплейсов во время акций, доставка готовой еды и так далее.
-
7. В Казахстане либерализована дистанционная торговля лекарствами, алкоголем и табаком. Это драйвер экспресс-доставки и eGrocery. Такие товары сильно увеличивают средний чек и плотность выполнения заказов. Для экспресс-доставки (особенно продуктов и готовых блюд) плотность заказов означает выход в плюс в юнит-экономике. Плотность заказов также преимущество при найме курьеров: курьеры больше зарабатывают и лояльнее к работодателю. Точки роста: возможная либерализация рекламы продаж алкоголя и табака, а также либерализация и меньшая зарегулированность продаж рецептурных лекарств.
8. Логистика Казахстана в 2023 году во многом переориентируется на обслуживание доставки в Россию. Например, FM Logistic сообщает, что после введения санкций против России цепочки доставки перестроились: объёмы поставок из Европы упали на 70%, поставки из Юго-восточной Азии выросли на 40%, а трафик из Казахстана вырос на 100%. Ранее объёмы перевозок из России в Казахстан существенно превышали объём обратного трафика. Наполненность маршрутов в обе стороны делает сообщение более регулярным, сроки доставки сокращаются, сокращаются сроки доставки товаров в Казахстан, что уменьшает нагрузку на локальные склады: нужен меньший запас товара. Одновременно сокращаются сроки доставки заказов российских интернет-ритейлеров, что делает их условия привлекательнее для покупателей.
Оценка рынка логистики для интернет-торговли Казахстана
Прямых данных о размере рынка логистики для интернет-торговли Казахстана нет.
- Отталкиваясь от данных полного 2022 года, Data Insight оценивает рынок интернет-торговли Казахстана в 2022 году в 1 349 млрд тенге.
- Данные интернет-магазинов и служб доставки оценивают долю затрат на доставку и складскую обработку в сумме среднего чека в 8-12%. Для оценки рынка мы возьмём значение в 10%.
- Итого: рынок доставки и хранения для интернет-логистики Казахстана можно оценить в 134,9 миллиарда тенге. Средневзвешенный курс тенге в 2022 – 0,1486 к рублю. Или около 20 млрд российских рублей. Наша оценка рынка логистики для интернет-торговли – 134,9 млрд тенге или 20 млрд российских рублей по средневзвешенному курсу 2022 года.