Логисты о базовых пунктах в доставке для селлеров
Сотрудничество с маркетплейсами требует от продавцов не только строгого соблюдения установленных стандартов, но и оперативного реагирования на постоянно меняющиеся условия, особенно по части доставки. Как быстро подстраиваться под новые правила игры и при этом учесть все риски? Разбираемся вместе с экспертами логистических компаний.
FBO, FBS, DBS: плюсы и минусы
Как отмечает директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО» Артем Смирнов, все модели доставки до маркетплейсов – FBO (полный цикл через склады площадки), FBS (доставка со склада продавца) и DBS (прямые продажи с доставкой силами продавца) – имеют особенности, которые необходимо учитывать в зависимости от товара и возможностей компании. Так, например, FBO предполагает обработку большого объема товаров, и в этом случае должна быть налажена работа по оперативному приему, переупаковке, маркировке и подготовке к отгрузке партий от 10 000 штук.
«Для FBS же, напротив, важно умение работать со штучным товаром из разных категорий. При этом необходимы строгое соблюдение требований к комплектации и скорости сборки, а также интеграция со всеми маркетплейсами», – продолжает эксперт. При работе по этой модели компания должна располагать сильной IT-средой и хорошей WMS-системой для обработки любых объемов заказов менее, чем за 24 часа, чтобы покупатель получил товар в сроки, указанные маркетплейсом.
Виталий Пашкович, руководитель отдела продаж направления e-commerce «Курьер Сервис Экспресс», все же выделяет некоторые положительные и отрицательные стороны моделей доставки. По его мнению, работа по FBO позволяет проще прогнозировать маршруты и загрузку транспорта, так как в Московском регионе находится несколько основных складов маркетплейсов с регулярной отгрузкой. Однако при работе по схемам FBS и DBS точки доставки ежедневно меняются, что приводит к усложнению операционных процессов, а, следовательно, влечет за собой повышение затрат на перевозку.
В некоторых компаниях, например, в «МОЛКОМ», предпочитают работу по смешанным схемам, поскольку именно так удается предоставить клиентам больше возможностей. «Модель FBO обеспечивает покрытие по регионам, FBS позволяет не замораживать сток партнера на складах маркетплейсов, а, соответственно, и деньги. DBS актуален для крупногабаритных товаров или продукции с особыми сроками хранения», – говорит ведущий менеджер компании по направлению «Фулфилмент» Сергей Жуликов.
Нюансы и риски
Условия маркетплейсов относительно доставки постоянно меняются. При этом, отмечает Артем Смирнов, каждая площадка выдвигает свой ряд требований к маркировке, упаковке, отгрузке, срокам поставки и даже размеру и расположению этикетки.
Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин напоминает о важности надежной упаковки, внимательном отслеживании остатков и четком алгоритме по работе с возвратами товаров – маркетплейсы берут на себя эти заботы, однако нет гарантий, что не подошедшие вещи будут упакованы аккуратно.
Если перечисленные нюансы, возможно, очевидны для опытных продавцов, то некоторые моменты могут так и остаться незамеченными, а позже обернуться неприятными финансовыми потерями. Так, основными рисками при работе с маркетплейсами являются скрытые платежи, которые онлайн-площадки начисляют за нарушение установленных ими правил работы. Например, когда партнер испытывает сложности с прогнозированием продаж и перезатаривает склад, маркетплейс начисляет платеж за низкую оборачиваемость продукции. Просчеты в скорости доставки и загруженности склада приводят к увеличению стоимости логистических услуг. В то же время отсутствие товара приводит к out of stock, и, как следствие, снижению позиции карточки на маркетплейсе, объясняет Сергей Жуликов.
Ещё один серьезный риск может быть связан с ситуативными модными товарами. Если селлер делает ставку на такую продукцию, он должен учитывать, что спрос на нее быстро растет и также быстро падает, подчеркивает Алексей Бездеткин. «Заходить в эту категорию нужно в самом начале, до основной волны интереса, тогда есть шанс заработать. Если все уже покупают, большого смысла заказывать партию на продажу уже нет, – утверждает он. – В целом быстро меняющийся спрос на продукцию и необходимость постоянного обновления ассортимента создают сложности для малого и среднего бизнеса, поскольку у них обычно нет большого запаса свободных средств для ситуативного закупа товаров».
Тенденции в требованиях – на что обратить внимание?
Важным требованием маркетплейсов сегодня становится соблюдение заявленных сроков доставки. Клиенты таких площадок готовы ждать заранее обозначенное время, однако болезненно реагируют на задержки и любые накладки, говорит Алексей Бездеткин. «Непопадание в обозначенные интервалы может привести селлера как к предупреждениям со стороны онлайн-площадки, так и к штрафам и даже отказам в приемке груза. Такие меры ведут к дополнительным расходам на логистику, аутстоку товара и его последующей пессимизации в выдаче на маркетплейсах, а это – прямые убытки продавца», – добавляет Виталий Пашкович.
Эксперты также отмечают повышение требований к безопасности и надежности перевозок. «Есть категории товаров, требующие особых условий хранения и транспортировки (медицинские товары, электроника, продукты), и маркетплейсы строго отслеживают соблюдение этих условий партнёрами», – резюмирует Алексей Бездеткин.