Рейтинг курьерских служб от АКИТ

АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) и МАКС (Межрегиональная ассоциация курьерских служб) намерены создать свой рейтинг “Реестр надежных курьерских служб”. Даём список организаторов и источников данных и пытаемся разобраться.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Немного официоза

Источник: ТАСС

Цели, задачи, актуальность

Рейтинг объединит добросовестных поставщиков услуг курьерской доставки и позволит сформировать единые стандарты оказания услуг” – сообщение АКИТ о заключении бессрочного соглашения с МАКС.

“Реестр надежных курьерских служб” – это отраслевая площадка, на которой будет представлен рейтинг компаний, осуществляющих доставку, соответствующих высоким стандартам качества оказания услуг и готовых выполнять повышенные требования современного рынка”

Запуск запланирован сторонами в июне. К концу лета рейтинг должен стать полноценным рабочим инструментом.

“Целями проекта станут, выявление и поддержка российских компаний, работающих в сфере доставки; содействие повышению конкурентоспособности услуг курьерской доставки и улучшение процесса доставки товара. Все это в перспективе позволит сформировать единые стандарты качества оказания услуг.”

“Рейтинг беспристрастен, повлиять на него можно только качеством своей работы. Это создает равные условия для всех участников рынка. Кроме развития здоровой конкуренции, реестр в дальнейшем станет основой для формирования единых стандартов оказания услуг курьерской доставки”, – координатор МАКС Александр Митюков.

“Последняя миля” легко может разрушить репутацию ретейлера или, наоборот, увеличить число лояльных клиентов, готовых возвращаться в магазин за новыми покупками. Для электронной торговли реестр или топ-лист лучших из лучших – это возможность выбрать действительно добросовестного партнера, ориентированного на конечного клиента и гарантирующего качество своих услуг”, –  президент АКИТ Артем Соколов.

 

Кто участвует в проекте как оценщик и поставщик данных

Данные для рейтинга обещали дать (со слов АКИТ) PimPay, MeaSoft, ApiShip, Post Service.

Активно участвовали в проекте члены АКИТ – Ozon.ru, Яндекс Go, Lamoda, PickPoint, “М.Видео”, “Вестовой” и пр.

Кто будет соревноваться

Рейтинг курьерских служб будет формироваться как на основе открытых данных об участниках, так и дополнительных сведений, которые предоставляют сами компании. Например, в реестре будет содержаться информация о количестве выполняемых заказов, уровне потерь или порчи посылок, количестве курьеров и соблюдении сотрудниками служб противоэпидемических мер безопасности. В рейтинге будут учтены разные типы доставок: курьерские, через пункты выдачи заказов (ПВЗ) и постаматы, а также специализация компаний по срокам доставки: день в день, на следующий день или экспресс-доставка. Для ПВЗ и курьерских служб еще одним показателем станет возможность примерки одежды и обуви для клиентов.

Участниками “Реестра надежных курьерских служб” смогут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставившие достоверную информацию о компании, ее хозяйственной деятельности. В АКИТ добавили, что данные о компаниях будут обновляться ежеквартально, к участию приглашены компании вне зависимости от опыта на рынке. Условия участия – добровольные и бесплатные. Решение о включении принимает экспертная комиссия в составе членов АКИТ и МАКС.

 

Разберём новость

Цели

  1. Улучшение качества доставки. Не откажем ассоциациям в благородной цели и отметим, что службы, которые будут включены в рейтинг действительно могут совершенствовать качество доставки, ориентируясь на рейтинг.
  2. Установление стандартов отрасли и стандартов качества. Уже в этот момент начинаются порядочные сложности с рейтингом. Архисложно сравнивать курьерскую доставку с выдачей через ПВЗ; сравнивать выдачу в ПВЗ и выдачу в постаматах; сравнивать службы столичной доставки и федералов; сравнивать курьерскую службу с разными интервалами доставки; сравнивать службы с принципиально разными наборами дополнительных опций или служб с одинаковым набором опций, но разными преобладающими категориями клиентов; сравнивать  “собственные” службы доставки и “независимые” службы доставки. Можно перечислять сложности до бесконечности, но, вероятно, уже первые рейтинги вызовут ту массу вопросов, которые таятся в попытках стандартизации столь сложной отрасли.
  3. Содействие конкуренции в отрасли. О, да. Рейтинги часто рождают конкуренцию. Вопрос только в том, какую конкуренцию породит этот рейтинг. В электронной коммерции и доставке для неё существует несколько отраслевых премий и рейтингов, которые являются и предметом острого неприятия и недоумения после того как становятся известны результаты. В самом лучшем случае часть рейтингов основаны на многолетнем долгом общении экспертного оценивающего сообщества и номинантов. Есть ли у логистического сообщества ощущение, что новый рейтинг будет самым объективным или, как минимум, сравним по объективности с другими? В связи с этим вопросом уместно перейти к организаторам рейтинга и источникам данных.

 

Составители рейтинга, организаторы, источники данных, интересанты

АКИТ

Ассоциация компаний интернет-торговли – главный интересант нового рейтинга. Ассоциация, объединяющая крупных онлайн-ритейлеров и некоторое число сервисных компаний для электронной коммерции. Одна из самых известных лоббистских ассоциаций отрасли. Известна довольно активным PR (особенно во время президентства Алексей Фёдорова). Многие предложения ассоциации, вроде предложений по легализации продажи дистанционным способом лекарств и прочего, довольно здравые. Ассоциация известна предложениями по ограничению межграничной электронной торговли.  Также ассоциация предоставляет регулярные исследования о рынке электронной торговли – чрезвычайно оптимистичные.

Члены АКИТ 1    Члены АКИТ 2

Чем может быть интересно АКИТу быть огранизатором рейтинга.

  1. Привлечением новых членов в ассоциацию. Любой рейтинг от любой ассоциации по странному стечению обстоятельств привлекает в ассоциацию новых членов. Такое совпадение.
  2. PR. Создание рейтинга, ежеквартальные результаты, церемонии награждения, обсуждение рейтинга в СМИ – инфоповоды. Хорошие инфоповоды с широким посевом размещения, большим интересом и прочее.
  3. Закрепление отношений с действующими участниками ассоциации. Скажем, это видно даже из данных для СМИ – посмотрите список участников – членов АКИТ; или отдельно критерий примерки одежды и Lamoda, как один из активных участников разработки критериев.

 

МАКС

Межрегиональная ассоциация курьерских служб. Этот соорганизатор рейтинга – настоящая тёмная лошадка.

Начнём по порядку. Ассоциация практически никому не известна на рынке. Время появления – 2020 год (дата регистрация 16.09.2020). Сайт никак не соответствует названию ассоциации (procourier.club) – это простительно, но интересно. На сайте нет списка членов. Только из новостей можно узнать о трёх участниках “клуба”  – Русэкспресс, Nord Express, ЗЕСТ-ЭКСПРЕСС. Признаться, автору знакомы только 2 названия из трёх, причём знакомые названия относятся к службам доставки 3-4 эшелона.

Выручка ассоциации за 2020 год: 210 тыс. р.
Расходы за 2020 год: 197 тыс. р.

Ссылка на новый рейтинг неактивна

Макс ссылка на рейтинг

Возможно у ассоциации есть козырь в рукаве, чтобы быть соорганизатором рейтинга чрезвычайно важного для отрасли, но ничто об этом не говорит.

Про опечатки в текстах писать будем аккуратно, потому что сами допускаем слишком много.

 

Участники АКИТ – активные участники работы

Ozon.ru, Яндекс Go, Lamoda, PickPoint, “М.Видео”, “Вестовой” – все они либо службы доставки, либо у них есть собственная доставка, которую продают для сторонних клиентов. Надеемся у АКИТ не возникнет желания порадовать своих участников результатами. Хотя если критерии вырабатывались полностью ими, то объективность может и не потребоваться.

 

Источники данных PimPay, MeaSoft, ApiShip, Post Service

Общий вопрос ко всем участникам – как будет организовано акцептование передачи данных для рейтинга. Комплайенс, юридическая сторона, конфликт интересов. Хотя, зная рейтинги, мы уверены, что сами логисты побегут настаивать, чтобы их данные включили в рейтинг.

PimPay – нет вопросов. У финтех-сервиса, начинавшего с факторинга, много данных и проектов в логистике. Будем надеяться, что у компании не будет соблазна изменить данные в пользу “любимчиков”-логистов. Будет ли участие в новом “Рейтинге” похоронами собственного рейтинга PimSolution? – о котором они говорили. Маловероятно. Скорее станет локомотивом в продвижении продаж своих экспертных оценок.

MeaSoft – много-много малых курьерских служб работают на “Курьер-2008”. Это может дать данные по ним для рейтинга и добавит очков их софту. Под таким соусом можно хорошо продавать.

ApiShip – бог его знает, какие данные остались у ApiShip после его взлёта, но коллаборация с рейтингом может быть полезной обеим сторонам.

Post Service – голосом Жеглова “кто такая? почему не знаю?”

 

Вместо вывода

Нашему читателю может показаться, что мы считаем будущий рейтинг обречённым и говорим о том что рейтинги не нужны.

Не совсем так. И этот рейтинг может взлететь и то, что АКИТ, его создаёт – тоже правильно. Может же произойти чудо и рейтинг от АКИТа странными путями будет создан, доработан, отлажен и принят сообществом логистов, клиентов служб доставки и получателями? Хорошо бы. Или конкуренты АКИТ создадут достойную альтернативу, и в честном соревновании рейтинги будут совершенствоваться и крепнуть.

В любом случае, для создания подобного “честного”рейтинга нужно

1. Широкое и открытое обсуждение

2. Открытые, понятные и единообразно считаемые параметры качества и оценки служб доставки

3. Доверие к данным, которые учитываются, а значит возможность их проверки

 

 

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 1 день

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4791Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий