Большое интервью министра ЕЭК по таможенному сотрудничеству Руслана Давыдова
Министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Руслан Давыдов дал большое развёрнутое интервью РБК, где основное на наш взгляд – неотвратимость введения “налога на бедных” – министр как о решенном говорит о пошлине на посылки электронной торговли в размере 5% безо всякого порога. Что уже отнимет процентов 20-30 от рынка трансграничной розницы и ещё подстегнёт инфляцию. Министр ещё пугает желанием Минфина, который хочет и НДС на посылки начислять и получать и здесь уже видна командная работа – командная работа по уничтожению онлайн импорта и повышению потребительских цен.
Как у нас принято ссылаться при принятии “обедняющих” законов министр активно ссылается на мировой опыт
Впрочем, российские селлеры будут только рады
AliExpress будет совсем плохо в России.
Ozon Global будет плохо, значит Ozon будет плохо. Первоначальное злорадство селлеров через некоторое время сменится раздражением от череды дополнительных комиссий и сборов – но связать это с изменением пошлин селлеры не захотят.
Почте России будет совсем плохо – для почты кроссбордер одна из соломинок. Дальше снова-здорово заговорят, да и введут 3-5% процентный с оборота маркетплейсов.
Фискализация
Подробности от РБК
Руслан Давыдов работал в таможенных органах России с 2008 года. В марте 2012-го был назначен на должность заместителя руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС), в феврале 2017 года — на должность первого заместителя руководителя ФТС, с февраля 2023-го по май 2024-го Давыдов был временно исполняющим обязанности главы ФТС. В сентябре 2024 года стал министром Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по таможенному сотрудничеству.
Об электронной торговле в ЕАЭС
«Один из ключевых пунктов международной повестки — это регулирование интернет-торговли. На чем сходится весь мир? Это упрощенный порядок, и это регулирование в основном мелких пакетов. Мы пошли дальше, потому что в электронной торговле у нас доминируют одежда, обувь, бытовые товары. Поэтому у нас, в ЕАЭС (Евразийском экономическом союзе), охват электронной торговли сейчас шире, чем у многих стран.
Изначально ведь когда стали почту и экспресс-перевозчиков заваливать вот этими мелкими пакетами — кто-то наушники купил с Alibaba и т.д. — и когда все это такой лавиной обрушилось на таможни, таможни, особенно на Западе, закричали: «Стоп, помогите, мы просто не справляемся». Это миллионы деклараций обычных в торговле, обороте. А интернет-торговля — это сегодня сотни миллионов отправлений. Поэтому и приняли решение сделать вот такую декларацию, где можно однородные товары списком давать. С тем чтобы проще это было сделать и рядовому гражданину, обычному покупателю, и оператору электронной торговли, которые теперь будут ответственны за администрирование. По сути, выполнять роль налогового агента и помогать контролирующим органам учитывать вот эти платежи».
В декабре 2023 года страны ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) одобрили изменения в договор о союзе и Таможенный кодекс, выделяющие электронную торговлю в отдельный вид коммерческой деятельности. Россия ратифицировала их в августе 2024 года. По словам министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, страны союза завершают ратификацию нового регулирования в Таможенном кодексе. Эти изменения, в частности, предусматривают создание нового института в таможенной сфере — операторов электронной торговли. Они будут обеспечивать логистику операций с приобретаемыми товарами, взаимодействие с интернет-площадками и таможенными органами. Кроме того, вводятся декларации товаров электронной торговли.
«Такой вот, казалось бы, технический момент — согласование формата декларации на товары, но этот формат, поскольку его как бы пока не существует в природе, он должен быть воплощен в программных средствах таможенных органов пяти стран. Для этого нужно провести конкурс по 44-ФЗ [в России], доработать программные средства. И для того чтобы бизнес союзный не кидало то в жар, то в холод, принято было решение в свое время, чтобы дважды в год только обновлять эти форматы, чтобы бизнес заранее знал, что будет обновление форматов в апреле и следующее — в октябре. Нам важно было принять, и мы буквально 17 декабря на коллегии приняли в нашей части два решения. Это форма декларации на товары и формат этой декларации на товары. Это упрощенная форма, там 24 поля».
«У нас есть сегодня с вами де-факто электронная торговля, когда везутся товары для личного пользования, по 107-му решению (Решение ЕЭК № 107 от 2017 года о порогах беспошлинного ввоза для личного пользования. — РБК). И есть электронная торговля, когда сначала ввезли партию, растаможили, поместили на склад. Они уже выпущены, это уже товары союза. И потом со склада уже на Ozon, на Wildberries, других площадках продают во внутренней торговле. Мы говорим о том, чтобы упростить порядок работы с этими товарами. Наверное, сейчас тоже аргумент такой важен, как насыщение рынка. Мы видим, какая ставка, завтра посмотрим еще, что будет (ЦБ 20 декабря сохранил ставку на рекордном уровне 21%. — РБК). Как некоторые эксперты говорят, это в том числе следствие давления на рынок в связи с недостатком предложения. Поэтому, наверное, то, что мы сейчас делаем с торговым блоком в комиссии и со странами, это как раз направлено на то, чтобы увеличить предложение по каналам электронной торговли. Соответственно, если предложение будет расти, инфляция будет снижаться в теории, и тогда не понадобится повышать ставку».
О лимитах беспошлинного ввоза и национальном НДС на товары e-commerce
«На что сейчас пошли, страны все согласовали — это 5%, плоская шкала, на все товары электронной торговли. Цель, во-первых, не создать дырки в обход контролирующих органов, а во-вторых, конечно, не потерять доходы стран — участниц ЕАЭС».
В сентябре 2024 года ЕЭК представила предложение об установлении единой ставки таможенной пошлины на приобретаемые физическими лицами товары электронной торговли в размере 5% (в настоящее время для физлиц действует ставка 15%). Этот единый таможенный тариф должен начать действовать одновременно со вступлением в силу поправок, касающихся единых правил электронной торговли (еще не ратифицированы всеми странами — членами ЕАЭС, уведомление о завершении процедур ожидается от Казахстана). Также с апреля 2024 года установлен порог беспошлинного ввоза товаров интернет-торговли для личного пользования в размере €200 и 31 кг (с апреля 2022 года действовал повышенный лимит €1000). То есть пошлина платится с части стоимости, превышающей лимит.
При этом в российском Минфине считают, что с таких товаров e-commerce, ввезенных из-за рубежа, нужно взимать еще и полноценный НДС в размере 20%. Как рассказывал в октябре заместитель министра финансов России Алексей Сазанов, ведомство предлагает взимать такой НДС независимо от стоимости товара (сейчас товары, приобретаемые физлицами в третьих странах через интернет-магазины, не облагаются НДС).
«Введение НДС — это как раз в мировом тренде. Евросоюз ввел такой НДС в 2021 году, применяет его от нуля стоимости, а пошлина возникает с €150. Мы же изучаем мировой опыт и опыт Евросоюза с точки зрения развития таможенного администрирования не можем не учитывать. <…> Они хотят модернизировать свой Таможенный кодекс, который они на пару лет раньше нас приняли, до 2028 года. И там у них один из пунктов — как раз регулирование электронной торговли. Есть исследования открытые, сколько денег они теряют на занижении стоимости при этих €150. Потому что любой порог — это соблазн его использовать. Сейчас у нас €200 — порог для личного пользования [для беспошлинного ввоза], то есть можно попытаться что-то купить за €300, а заявить €199 и везти без платежей. Для любой таможни это вызов».
О сроках введения правил для электронной торговли