Чему дети должны научиться, чтобы преуспеть в 2050 году

* 15 минут

Предисловие переводчика. Это необычный материал для портала, в основном, посвящённому eCommerce и связанным вещам. С другой стороны, всегда важно остановиться и взглянуть со стороны на то чему и как учить своих детей, каково их будущее, как это будущее изменит наш мир и саму электронную коммерцию наконец

К сожалению, поскольку никто не знает, как будет выглядеть мир в 2050 году, не говоря уже о 2100 годе, мы не знаем ответа на эти вопросы. Конечно, люди никогда не были в состоянии предсказать будущее с точностью. Но сегодня это сложнее, чем когда-либо прежде, потому что, как только технология позволит нам создавать тела, мозги и умы, мы больше не сможем быть уверены ни в чем – включая вещи, которые ранее казались фиксированными и вечными.

Тысячу лет назад, в 1018 году, было много вещей, которые люди не знали о будущем, но, тем не менее, они были убеждены, что основные черты человеческого общества не изменятся. Если вы жили в Китае в 1018 году, вы знали, что к 1050 году империя Сун может рухнуть, кидани могут вторгнуться с севера, и чума может убить миллионы. Однако вам было ясно, что даже в 1050 году большинство людей по-прежнему будут крестьянами и ткачами, правители будут по-прежнему полагаться на людей, чтобы укомплектовать свои армии и чиновничий аппарат, мужчины будут по-прежнему доминировать над женщинами, продолжительность жизни будет по-прежнему около 40 лет, а человеческое тело останется точно таким же. По этой причине в 1018 году бедные китайские родители учили своих детей выращивать рис или ткать шелк; более богатые родители учили своих мальчиков читать классику Конфуция, заниматься каллиграфией или сражаться верхом, а девочек – быть скромными и послушными домохозяйками. Было очевидно, что эти навыки все еще будут необходимы в 1050 году.

Чтобы идти в ногу с миром 2050 года, вам нужно будет сделать больше, чем просто изобретать новые идеи и продукты, но прежде всего, изобретать себя снова и снова.

Напротив, сегодня мы понятия не имеем, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 году. Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать на жизнь, мы не знаем, как будут функционировать армии или бюрократия, и мы не знаем, какими будут гендерные отношения. Некоторые люди, вероятно, будут жить намного дольше, чем сегодня, и само человеческое тело может претерпеть беспрецедентную революцию, благодаря биоинженерии и прямому интерфейсу мозг-компьютер. Многое из того, что дети узнают сегодня, скорее всего, не будет иметь значения к 2050 году.

В настоящее время слишком много школ сосредотачиваются на запихивании информации в мозг детей. В прошлом это имело смысл, потому что информации было мало, и даже медленный поток существующей информации неоднократно блокировался цензурой. Если вы жили, скажем, в маленьком провинциальном городке в Мексике в 1800 году, вам было трудно много узнать о более широком мире. Не было ни радио, ни телевидения, ни ежедневной газеты, ни публичной библиотеки. Даже если вы были грамотны и имели доступ к частной библиотеке, там было не так много, чтобы читать, кроме романов и религиозных трактатов. Испанская империя подвергла жесткой цензуре все тексты, напечатанные на местном уровне, и разрешила ввозить извне лишь небольшое количество проверенных изданий. То же самое можно сказать и о жителях провинциальных городов России, Индии, Турции или Китая. Когда появились современные школы, обучающие каждого ребенка чтению и письму и сообщающие основные факты географии, истории и биологии, они представляли собой огромное улучшение.

В таком мире учителю меньше всего нужно давать своим ученикам больше информации. У них и так уже слишком много этого. Вместо этого людям нужна способность осмысливать информацию, отличать то, что важно, от того, что неважно, и, прежде всего, объединять многие биты информации в общую картину мира.

По правде говоря, это был идеал западного либерального образования на протяжении веков, но до сих пор даже многие западные школы были довольно слабы в его реализации. Учителя позволили себе сосредоточиться на передаче данных, поощряя студентов “думать самостоятельно”. “Из-за их страха перед авторитаризмом либеральные школы испытывали особый ужас перед великими повествованиями. Они предположили, что пока мы даем студентам много данных и немного свободы, студенты будут создавать свою собственную картину мира, и даже если это поколение не сможет синтезировать все данные в последовательную и значимую историю о мире, будет достаточно времени, чтобы построить лучший синтез в будущем.

Будет жарко

Помимо информации, большинство школ уделяют слишком много внимания предоставлению студентам набора заранее определенных навыков, таких как решение дифференциальных уравнений, написание компьютерного кода на C++, идентификация химических веществ в пробирке или разговор на китайском языке. Тем не менее, поскольку мы понятия не имеем, как будет выглядеть мир и рынок труда в 2050 году, мы действительно не знаем, какие конкретные навыки понадобятся людям. Мы могли бы вложить много усилий, обучая детей писать на C++ или говорить по-китайски, только чтобы обнаружить, что к 2050 году искусственный интеллект может кодировать программное обеспечение намного лучше, чем люди, и новое приложение Google Translate позволит вам вести разговор на почти безупречном мандаринском, кантонском или хаккийском диалекте китайского языка, хотя вы знаете только, как сказать “Ni hao.”

Итак, чему же мы должны учить? Многие педагогические эксперты утверждают, что школы должны перейти на преподавание “четырех “C”- (critical thinking, communication, collaboration, and creativity) критического мышления, общения, сотрудничества и творчества. В более широком смысле, по их мнению, школы должны преуменьшать технические навыки и подчеркивать универсальные жизненные навыки. Самое главное – это умение справляться с переменами, узнавать новое, сохранять душевное равновесие в незнакомых ситуациях. Чтобы идти в ногу с миром 2050 года, вам нужно будет сделать больше, чем просто изобретать новые идеи и продукты, но прежде всего, изобретать себя снова и снова.

Если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это не похоже на научную фантастику, это, безусловно, ложь.

Ибо по мере того, как темпы изменений увеличиваются, не только экономика, но и сам смысл “быть человеком”, вероятно, мутирует. Уже в 1848 году Коммунистический манифест объявил, что ” все доселе твердое растворяется в воздухе”. Маркс и Энгельс, однако, думали в основном о социальных и экономических структурах. К 2048 году физические и когнитивные структуры также растворятся в воздухе или в облаке битов данных.

В 1848 году миллионы людей теряли работу на деревенских фермах и уезжали в большие города, чтобы работать на фабриках. Но по прибытии в большой город они вряд ли изменили свой пол или добавили шестое чувство. И если бы они нашли работу на какой-нибудь текстильной фабрике, они могли бы ожидать, что останутся в этой профессии до конца своей трудовой жизни.

К 2048 году людям, возможно, придется справляться с миграцией в киберпространство, изменчивой гендерной идентичностью и новыми сенсорными переживаниями, порожденными компьютерными имплантатами. Если они найдут как работу, так и смысл в разработке современных мод для 3D-игры виртуальной реальности, в течение десятилетия не только эта конкретная профессия, но и все рабочие места, требующие такого уровня художественного творчества, могут быть заменены искусственным интеллектом. Итак, в возрасте 25 лет вы можете представить себя на сайте знакомств как “25-летняя гетеросексуальная женщина, которая живет в Лондоне и работает в модном магазине”. В 35 лет вы можете сказать, что вы” гендерно-неспецифический человек, проходящий коррекцию возраста, чья неокортикальная активность происходит в основном в виртуальном мире NewCosmos, и чья жизненная миссия состоит в том, чтобы пойти туда, где раньше не было fashion дизайнера”. В 45 лет и датировка, и самоидентификация проходят. Вы просто ждете алгоритма, чтобы найти (или создать) идеальное совпадение для вас. Что касается извлечения смысла из искусства дизайна одежды, вы настолько безвозвратно превзойдены алгоритмами, что взгляд на ваши основные достижения из предыдущего десятилетия наполняет вас смущением, а не гордостью. И у вас впереди еще много десятилетий радикальных перемен.

Пожалуйста, не воспринимайте этот сценарий буквально. Никто не может предсказать конкретные изменения, которые мы увидим в будущем. Любой конкретный сценарий, скорее всего, будет далек от истины. Если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это звучит как научная фантастика, это, вероятно, ложь. Но опять же, если кто-то описывает вам мир середины 21-го века, и это не похоже на научную фантастику, это, безусловно, ложь. Мы не можем быть уверены в деталях; изменение будет единственной определенностью.

Такая глубокая трансформация вполне может изменить основную структуру жизни, сделав разрывность ее наиболее заметной чертой. С незапамятных времен жизнь делилась на две взаимодополняющие части: период обучения и период работы. В первой части жизни вы накапливали информацию, развивали навыки, строили мировоззрение, строили устойчивую идентичность. Даже если в 15 лет вы проводили большую часть дня, работая на рисовом поле своей семьи (а не в официальной школе), самое важное, что вы делали, – это учились: как выращивать рис, как вести переговоры с жадными торговцами рисом из большого города и как разрешать конфликты из-за земли и воды с другими жителями деревни. Во второй части жизни вы полагались на свои накопленные навыки, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на жизнь и вносить свой вклад в общество. Конечно, даже в 50 лет вы продолжали узнавать новые вещи о рисе, торговцах и конфликтах, но это были всего лишь небольшие хитрости для ваших хорошо отточенных способностей.

К середине 21-го века ускорение изменений плюс увеличение продолжительности жизни сделают эту традиционную модель устаревшей. Жизнь будет трещать по швам, и будет все меньше и меньше непрерывности между различными периодами жизни. “Кто я такой?” это будет более срочный и сложный вопрос, чем когда-либо прежде.

Это, вероятно, связано с огромным уровнем стресса. Перемены почти всегда вызывают стресс, и после определенного возраста большинство людей просто не любят этого делать. Когда тебе 15, вся твоя жизнь меняется. Ваше тело растет, ваш ум развивается, ваши отношения углубляются. Все находится в движении, и все новое. Вы заняты изобретением себя. Большинство подростков находят это пугающим, но в то же время, это также интересно. Перед вами открываются новые перспективы, и вам предстоит покорить целый мир.

К тому времени, когда вам исполнится 50 лет, вы не хотите перемен, и большинство людей отказались от завоевания мира. Был там, сделал это, получил футболку. Вы предпочитаете стабильность. Вы так много вложили в свои навыки, свою карьеру, свою личность и свое мировоззрение, что не хотите начинать все сначала. Чем больше вы работали над созданием чего-то, тем труднее отпустить это и освободить место для чего-то нового. Вы все еще можете лелеять новые впечатления и незначительные корректировки, но большинство людей в возрасте 50 лет не готовы перестраивать глубокие структуры своей идентичности и характеристик личности.

Для этого есть неврологические причины. Хотя взрослый мозг более гибок и изменчив, чем когда-то считалось, он все еще менее податлив, чем подростковый мозг. Переподключение нейронов и переподключение синапсов – это тяжелая работа. Но в 21 веке, вы не можете позволить себе стабильность. Если вы попытаетесь сохранить какую-то стабильную идентичность, работу или мировоззрение, вы рискуете остаться позади, когда мир пролетит мимо вас со свистом. Учитывая, что ожидаемая продолжительность жизни, вероятно, увеличится, вам, возможно, впоследствии придется провести много десятилетий в качестве невежественного ископаемого. Чтобы оставаться актуальным-не только экономически, но прежде всего социально — вам понадобится способность постоянно учиться и изобретать себя.

Лучший совет, который я могу дать 15-летнему подростку: не слишком полагайтесь на взрослых. Большинство из них желают вам хорошего, но они просто не понимают мир.

По мере того как странность становится новой нормой, ваши прошлые переживания, как и прошлые переживания всего человечества, станут менее надежными проводниками. Людям как индивидуумам и человечеству в целом все чаще придется иметь дело с вещами, с которыми никто никогда не сталкивался, такими как сверхразумные машины, инженерные тела, алгоритмы, которые могут манипулировать эмоциями со сверхъестественной точностью, быстрые антропогенные климатические катаклизмы и необходимость менять свою профессию каждое десятилетие. Как правильно поступить, столкнувшись с совершенно беспрецедентной ситуацией? Как вы должны действовать, когда вас переполняет огромное количество информации, и вы абсолютно не можете ее поглотить и проанализировать? Как вы живете в мире, где глубокая неопределенность – это не ошибка, а особенность?

Чтобы выжить и процветать в таком мире, вам понадобится много умственной гибкости и большие резервы эмоционального равновесия. Вам придется неоднократно отпускать то, что вы знаете лучше всего, и учиться чувствовать себя как дома с неизвестным. К сожалению, научить детей принимать неизвестное, сохраняя при этом их психическое равновесие, гораздо сложнее, чем научить их уравнению в физике или причинам Первой мировой войны. Вы не можете научиться устойчивости, читая книгу или слушая лекцию. Сами учителя обычно не обладают той умственной гибкостью, которая требуется в 21 веке, поскольку они сами являются продуктом старой системы образования.

Промышленная революция завещала нам производственную теорию образования. В центре города находится большое бетонное здание, разделенное на множество одинаковых комнат, каждая из которых оборудована рядами столов и стульев. При звуке звонка вы идете в одну из этих комнат вместе с 30 другими детьми, которые родились в том же году, что и вы. Каждый час приходит другой взрослый и начинает говорить. Все взрослые получают за это деньги от правительства. Один из них рассказывает вам о форме Земли, другой – о человеческом прошлом, а третий – о человеческом теле. Над этой моделью легко посмеяться, и почти все согласны с тем, что, несмотря на ее прошлые достижения, сейчас она обанкротилась. Но пока мы не создали жизнеспособной альтернативы. Конечно, нужна масштабируемая альтернатива, которая может быть реализована в сельской Мексике, а не только в богатых пригородах Калифорнии.

Взлом людей

Поэтому лучший совет, который я могу дать 15-летнему подростку, застрявшему в устаревшей школе где-то в Мексике, Индии или Алабаме: не слишком полагайтесь на взрослых. Большинство из них желают вам хорошего, но они просто не понимают мир. В прошлом было относительно безопасно следовать за взрослыми, потому что они хорошо знали мир, и мир менялся медленно. Но 21 век будет другим. Из-за растущего темпа изменений вы никогда не можете быть уверены, является ли то, что взрослые говорят вам, вечной мудростью или устаревшей предвзятостью.

Так на что же вы можете положиться вместо этого? Может быть, технологии? Это еще более рискованная авантюра. Технология может помочь вам во многих отношениях, но если технология получает слишком много власти над вашей жизнью, вы можете стать заложником ее повестки дня. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила лишь крошечную элиту, поработив большинство людей. Большинство людей работали от рассвета до заката, щипали сорняки, носили ведра с водой и собирали кукурузу под палящим солнцем. Это может случиться и с тобой.

Технология не так уж плоха. Если вы знаете, что вы хотите в жизни, технология может помочь вам получить его. Но если вы не знаете, чего вы хотите в жизни, это будет слишком легко для технологии, чтобы сформировать свои цели для вас и взять под контроль вашу жизнь. Особенно по мере того, как технология станет лучше понимать людей, вы можете все чаще обнаруживать, что служите ей, а не она служит вам. Вы видели тех зомби, которые бродят по улицам с их лицами, приклеенными к своим смартфонам? Как вы думаете, они контролируют технологию, или технология контролирует их?

Значит, вы должны полагаться на себя? Это звучит здорово на Улице Сезам или в старомодном фильме Диснея, но в реальной жизни это не так хорошо работает. Даже Дисней начинает понимать это. Как и Райли Андерсен (прим. перев. – героиня м/ф «Головоломка»), большинство людей едва знают себя, и когда они пытаются слушать себя, они легко становятся жертвой внешних манипуляций. Голос, который мы слышим в наших головах, никогда не заслуживает доверия, потому что он всегда отражает государственную пропаганду, идеологическую промывку мозгов и коммерческую рекламу, Не говоря уже о биохимических ошибках.

По мере развития биотехнологий и машинного обучения станет легче манипулировать самыми глубокими эмоциями и желаниями людей, и станет более опасным, чем когда-либо, просто следовать своему сердцу. Когда Coca-Cola, Amazon, Baidu или правительство знают, как дергать за ниточки вашего сердца и нажимать кнопки вашего мозга, вы точно  сможете отличить себя от их экспертов по маркетингу?

Если вы не знаете, что вы хотите в жизни, будет слишком легко для технологии, чтобы сформировать свои цели для вас и взять под контроль вашу жизнь.

Чтобы преуспеть в такой сложной задаче, вам нужно будет очень много работать над тем, чтобы лучше узнать свою операционную систему — узнать, кто вы и чего хотите от жизни. Это, конечно, самый старый совет в книге – «познай самого себя». На протяжении тысячелетий философы и пророки призывали людей познать самих себя. Но этот совет никогда не был более актуальным, чем в 21 веке, потому что в отличие от времен Лао-Цзы или Сократа, сейчас у вас есть серьезная конкуренция. Coca-Cola, Amazon, Baidu и правительство все гонятся, чтобы взломать вас. Не ваш смартфон, не ваш компьютер, и не ваш банковский счет; они находятся в гонке, чтобы взломать вас и вашу органическую операционную систему. Возможно, вы слышали, что мы живем в эпоху взлома компьютеров, но это даже не половина правды. На самом деле, мы живем в эпоху взлома людей.

Алгоритмы следят за вами прямо сейчас. Они смотрят, куда ты идешь, что покупаешь, с кем встречаешься. Скоро они будут следить за всеми вашими шагами, всем вашим дыханием, всем вашим сердцебиением. Они полагаются на большие данные и машинное обучение, чтобы узнать вас лучше и лучше. И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы сами знаете, они могут контролировать и манипулировать вами, и вы не сможете много сделать с этим. Вы будете жить в матрице, или в Шоу Трумэна. В конце концов, это простой эмпирический вопрос: если алгоритмы действительно понимают, что происходит внутри вас лучше, чем вы сами это понимаете, авторитет перейдет к ним.

Конечно, вы можете быть совершенно счастливы, уступая все полномочия алгоритмам и доверяя им решать вещи для вас и для остального мира. Если да, то просто расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Тебе не нужно ничего с этим делать. Алгоритмы позаботятся обо всем. Однако, если вы хотите сохранить некоторый контроль над своим личным существованием и будущим жизни, вы должны работать быстрее, чем алгоритмы, быстрее, чем Amazon и правительство, и узнать себя, прежде чем они это сделают. Чтобы бежать быстро, не берите с собой много багажа. Оставь все свои иллюзии позади. Они очень тяжелые.

 

Перевод: Сергей Задорожный

Автор: Юваль Ной Харари – историк и автор культовых книг: «Sapiens: Краткая история человечества», «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня» и «21 урок для XXI века»

Оригинал: https://forge.medium.com/yuval-noah-harari-21-lessons-21st-century-what-kids-need-to-learn-now-to-succeed-in-2050-1b72a3fb4bcf

0

Автор публикации

не в сети 17 часов

Задорожный Сергей

16
Комментарии: 0Публикации: 334Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий