Штраф Amazon’у в Европе за обработку персональных данных: рекорд, прецедент и победа бюрократов
Amazon.com Inc. грозит самый крупный штраф за нарушения в обработке персональных данных в Европейском союзе после того, как ведущий орган по надзору за приватностью наложил на маркетплейс штраф в размере 746 миллионов евро (888 миллионов долларов) за нарушение жестких правил защиты данных.
Источник: Блумберг
Перевод с комментарием
CNPD, люксембургское управление по защите данных, оштрафовало Amazon рекордным штрафом в решении от 16 июля, в котором интернет-магазин обвинили в обработке персональных данных в нарушение Общего регламента ЕС по защите данных, или GDPR. Amazon заявил, что решение “необоснованно”.
«Утечки данных не было, и никакие данные клиентов не передавались третьим лицам», – говорится в заявлении Amazon, в котором говорится, что компания планирует подать апелляцию. «Эти факты неоспоримы. Мы категорически не согласны с постановлением CNPD».
Это решение завершает расследование, начатое в 2018 году жалобой французской группы по защите прав на частную жизнь La Quadrature du Net. Она осторожно приветствовала это решение.
«Это первый шаг к тому, чтобы увидеть штраф, который носит сдерживающий характер, но мы должны сохранять бдительность и должны увидеть, включает ли решение также судебное предписание на исправление нарушений», – сказал Бастьен Ле Керрек, член юридической группы La Quadrature, добавив, что в группе ещё не получили решения.
Полномочия регулирующих органов ЕС по защите данных значительно расширились с момента вступления в силу правил GDPR этого блока в мае 2018 года. Это позволяет наблюдателям впервые налагать штрафы в размере до 4% от ежегодных глобальных продаж компании. Самый крупный штраф на сегодняшний день – штраф в размере 50 миллионов евро для Google, наложенный французским CNIL.
CNPD не сразу ответила на электронное письмо с просьбой прокомментировать ситуацию. Местные законы обязывают власти Люксембурга соблюдать профессиональную тайну и не позволяют комментировать отдельные случаи или подтверждать получение жалобы. У Amazon есть представительство в ЕС в Люксембурге, что позволяет местному регулятору следить за соблюдением законодательства о защите данных.
В последние годы Amazon привлек пристальное внимание огромным массивом данных, которые он накопил о клиентах и партнерах, включая независимых продавцов, которые продают на маркетплейсе, о пользователях цифрового помощника Alexa и покупателях, чьи просмотры и история покупок сообщают Amazon, что нужно показывать покупателю на сайте.
Компания заявляет, что собирает данные для улучшения качества обслуживания клиентов и устанавливает руководящие принципы, определяющие, что сотрудники могут с ними делать. Некоторые законодатели и регулирующие органы высказали опасения, что компания использовала то, что ей известно, чтобы получить несправедливое преимущество на рынке.
Проверка защиты персональных данных также способствует интенсивному антимонопольному контролю за бизнесом Amazon в Европе. ЕС проверяет Amazon на предмет использования данных продавцов на своей платформе и того, справедливо ли она отдает предпочтение своим собственным продуктам. В Германии ведётся несколько расследований деятельности Amazon. Великобритания также рассматривает аналогичные вопросы с ЕС.
Европейская комиссия в прошлом месяце также заявила, что видит потенциальные проблемы антимонопольного законодательства с голосовыми помощниками и данными, которые они позволяют Amazon и другим собирать о поведении пользователей.
Комментарии
- Штраф Amazon от европейского регулятора можно смело считать победой локальных маркетплейсов, интернет-магазинов и даже локального оффлайн-ритейла. Да, большие монополии часто сильно мешают местному бизнесу, но часто успех больших игроков (особенно штатовских) обусловлен большей эффективностью работы. Что хорошо показывает борьба французских таксистов против Uber’а.
- Когда GDPR (законодательный комплекс по защите перс.данных в EC) ещё вводился про него уже говорили, что он вводит самое жёсткое регулирование в этой отрасли, которое (в том числе) замедляет развитие электронной коммерции. Т.е. мы видим, что пострадали сначала “местные”, а потом “выжившие при GDPR” получили условную поддержку в штрафах на Amazon.
- EC зримо становится “социально-бюрократической машиной”, которое всё более и более зарегламетирует разные стороны жизни. Подтверждением этому тезису служит то, что орган наложивший штраф даже не приводит сущностных характеристик нарушения. Эта непрозрачность вполне в духе закрытых бюрократических процедур
- Штраф маркетплейсу создаст прецедент и штрафы могут быть наложены и на других участников электронной торговли