Много данных о курьерах в России из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР). Формы занятости на рынке курьерских услуг

Много данных о курьерах в России из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) “Формы занятости на рынке курьерских услуг”

 

Основные аспекты:

  1. Доходы курьеров в России
    • Средний заработок составляет 399 руб./час.
    • 65% респондентов указали, что курьерская деятельность — основной источник дохода.
    • В большинстве регионов доход курьеров превышает средний доход по региону, особенно за пределами Москвы.
    • 18% получают выплаты ежедневно, что характерно для самозанятых.
  2. Режимы занятости
    • Большинство курьеров работают как самозанятые (51%), остальные распределены между трудовыми договорами (24%) и гражданско-правовыми договорами (17%).
    • Самозанятость высоко оценивается курьерами за простоту оформления (35%) и низкую налоговую ставку (18%).
  3. Социальные гарантии
    • 85% курьеров отмечают предоставление социальных благ, включая страхование от несчастных случаев и компенсации транспортных расходов.
    • Однако востребованными остаются оплачиваемый отпуск (35%) и больничные, которые предоставляются только в 20% случаев.
  4. График работы
    • Четверть курьеров работают до 20 часов в неделю, другая четверть — перерабатывают, превышая 45 часов.
    • Пешие курьеры трудятся меньше (до 30 часов в неделю), чем те, кто использует транспорт.
  5. Международный контекст
    • В других странах, например, в Калифорнии или Испании, обсуждаются модели улучшения условий для курьеров, включая минимальную зарплату и медицинское страхование.
    • В Европе растёт роль коллективных договоров и профсоюзов.
  6. Проблемы и перспективы
    • Среди причин прекращения сотрудничества лидируют задержки выплат (27%) и низкий уровень заработка (26%).
    • Большинство курьеров довольны гибкостью работы, но не удовлетворены недостатком социальных гарантий.
  7. Портрет курьеров в России
    • Основная часть курьеров — мужчины (62%), среди которых 15% составляют иностранцы. Среди женщин-курьеров почти все — граждане России.
    • Средний возраст курьера — 29 лет, причём 38% не старше 24 лет.
    • 90% курьеров — граждане Российской Федерации. Среди иностранных граждан преобладают выходцы из стран Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан).
  8. Используемый транспорт
    • Наиболее популярные виды транспорта: автомобиль (32%), велосипед (28%), общественный транспорт (25%).
    • Пешая доставка (без использования транспорта) занимает 15%.
    • Курьеры считают самым удобным видом транспорта автомобиль (61%).
  9. Сотрудничество с платформами
    • 75% курьеров работают с сервисами доставки еды и продуктов, такими как Яндекс Еда и Delivery Club.
    • 13% курьеров сотрудничают со службами доставки интернет-магазинов (Ozon, Wildberries).
    • Логистические компании (СДЭК, Почта России) занимают 10%, курьерские агрегаторы — 4%.
  10. Мотивация и барьеры
    • Основными мотивами работы курьеров являются гибкость графика и низкий порог входа.
    • Барьеры включают низкий уровень социальной защиты, сложности в оформлении трудовых отношений и невысокий доход в некоторых сегментах.
  11. Социальная защищённость
    • Несмотря на предоставляемые льготы, такие как страхование и компенсации, курьеры указывают на нехватку важных социальных гарантий, например, оплачиваемых отпусков и больничных.
    • Некоторые компании предлагают уникальные бонусы, включая ежедневные выплаты, повышенные тарифы в праздники и бесплатную юридическую помощь.
  12. Сравнение с международными практиками
    • В Китае и США платформы активно используют статус самозанятости.
    • В странах Европы, таких как Испания и скандинавские государства, усиливаются законодательные меры для улучшения условий труда платформенных работников, включая коллективные переговоры и переработку трудового законодательства.
  13. Особенности тарификации и доходы
    • Уровень дохода курьеров зависит от региона и вида транспорта:
      • Самые высокие почасовые ставки — в Хабаровске, Владивостоке, Казани и Саратове (около 500 руб./час).
      • В Калининграде и Екатеринбурге ставки одни из самых низких — 275 и 303 руб./час соответственно.
      • Женщины-курьеры зарабатывают больше мужчин — 417 против 387 руб./час.
    • Курьеры на автомобилях получают самые высокие доходы (450 руб./час), а пешие — самые низкие (318 руб./час).
    • Более длительный опыт работы способствует увеличению доходов: от 346 руб./час при опыте 1-3 месяца до 430 руб./час при стаже более года.
  14. Удовлетворённость работой
    • Курьеры показывают высокий уровень удовлетворённости графиком работы, отношениями с коллегами и своевременностью оплаты.
    • Наименее удовлетворяющий аспект — полнота социального пакета (в среднем 2,3 балла из 4).
    • Удовлетворённость различается по типу сервиса: логистические компании и службы доставки интернет-магазинов оцениваются выше по уровню социальных гарантий, чем агрегаторы или сервисы доставки еды.
  15. Причины прекращения сотрудничества
    • Основные причины:
      • Задержки выплат (27%).
      • Низкий уровень заработка (26%).
      • Негибкий график работы (13%).
    • Проблемы с приложениями для заказов и чрезмерный контроль за работой также отмечаются как значительные факторы.
  16. Информированность и заинтересованность в самозанятости
    • 71% курьеров осведомлены о режиме самозанятости, а 47% проявляют к нему заинтересованность.
    • Курьеры в агрегаторах более информированы о самозанятости (81%), чем в логистических компаниях (57%).
    • Курьеры старше 35 лет чаще положительно оценивают самозанятость за официальное подтверждение дохода и простоту отчётности.
  17. Рекомендации для улучшения
    • Укрепление социальной защиты путём введения оплачиваемых отпусков, больничных и премий.
    • Оптимизация систем выплат и повышение минимального порога доходов.
    • Расширение возможностей самозанятости для иностранных работников.
  18. Особенности международных кейсов

    • США:
      • Курьеры остаются независимыми подрядчиками.
      • Введены дополнительные льготы, такие как медицинское страхование, минимальная зарплата и компенсация расходов.
    • Испания:
      • Активно обсуждается реклассификация курьеров и усиление их трудовых прав.
      • Государство внедряет законодательство для повышения ответственности платформ.
    • Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания):
      • Коллективные переговоры между профсоюзами и компаниями стали важным инструментом улучшения условий труда.
    • Китай:
      • Курьеры работают преимущественно в статусе самозанятых.
      • Правительство предпринимает инициативы для регулирования деятельности платформ в зависимости от бизнес-моделей компаний.
    • Россия:
      • Большинство курьеров работают как самозанятые через посредников.
      • Компании предоставляют дополнительные бонусы, такие как страхование и выплаты за работу в праздники.

    19. Роль пандемии

    • Во время пандемии платформы в Европе внедряли меры поддержки:
      • Бесплатные средства индивидуальной защиты.
      • Телемедицинские услуги.
      • Чаевые и компенсации за невозможность работать.
    • 45% курьеров остались довольны этими мерами.

    20. Возможности для улучшения

    • Международные примеры показывают потенциал для внедрения новых форм социальной защиты, таких как:
      • Гибридный статус занятости между самозанятостью и трудовым договором.
      • Коллективные договоры для платформенных работников.
      • Стимулирование социальных льгот через государственные программы.
0

Автор публикации

не в сети 19 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 5661Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий