Много данных о курьерах в России из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР). Формы занятости на рынке курьерских услуг
Много данных о курьерах в России из доклада Центра стратегических разработок (ЦСР) “Формы занятости на рынке курьерских услуг”
Основные аспекты:
- Доходы курьеров в России
- Средний заработок составляет 399 руб./час.
- 65% респондентов указали, что курьерская деятельность — основной источник дохода.
- В большинстве регионов доход курьеров превышает средний доход по региону, особенно за пределами Москвы.
- 18% получают выплаты ежедневно, что характерно для самозанятых.
- Режимы занятости
- Большинство курьеров работают как самозанятые (51%), остальные распределены между трудовыми договорами (24%) и гражданско-правовыми договорами (17%).
- Самозанятость высоко оценивается курьерами за простоту оформления (35%) и низкую налоговую ставку (18%).
- Социальные гарантии
- 85% курьеров отмечают предоставление социальных благ, включая страхование от несчастных случаев и компенсации транспортных расходов.
- Однако востребованными остаются оплачиваемый отпуск (35%) и больничные, которые предоставляются только в 20% случаев.
- График работы
- Четверть курьеров работают до 20 часов в неделю, другая четверть — перерабатывают, превышая 45 часов.
- Пешие курьеры трудятся меньше (до 30 часов в неделю), чем те, кто использует транспорт.
- Международный контекст
- В других странах, например, в Калифорнии или Испании, обсуждаются модели улучшения условий для курьеров, включая минимальную зарплату и медицинское страхование.
- В Европе растёт роль коллективных договоров и профсоюзов.
- Проблемы и перспективы
- Среди причин прекращения сотрудничества лидируют задержки выплат (27%) и низкий уровень заработка (26%).
- Большинство курьеров довольны гибкостью работы, но не удовлетворены недостатком социальных гарантий.
- Портрет курьеров в России
- Основная часть курьеров — мужчины (62%), среди которых 15% составляют иностранцы. Среди женщин-курьеров почти все — граждане России.
- Средний возраст курьера — 29 лет, причём 38% не старше 24 лет.
- 90% курьеров — граждане Российской Федерации. Среди иностранных граждан преобладают выходцы из стран Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан).
- Используемый транспорт
- Наиболее популярные виды транспорта: автомобиль (32%), велосипед (28%), общественный транспорт (25%).
- Пешая доставка (без использования транспорта) занимает 15%.
- Курьеры считают самым удобным видом транспорта автомобиль (61%).
- Сотрудничество с платформами
- 75% курьеров работают с сервисами доставки еды и продуктов, такими как Яндекс Еда и Delivery Club.
- 13% курьеров сотрудничают со службами доставки интернет-магазинов (Ozon, Wildberries).
- Логистические компании (СДЭК, Почта России) занимают 10%, курьерские агрегаторы — 4%.
- Мотивация и барьеры
- Основными мотивами работы курьеров являются гибкость графика и низкий порог входа.
- Барьеры включают низкий уровень социальной защиты, сложности в оформлении трудовых отношений и невысокий доход в некоторых сегментах.
- Социальная защищённость
- Несмотря на предоставляемые льготы, такие как страхование и компенсации, курьеры указывают на нехватку важных социальных гарантий, например, оплачиваемых отпусков и больничных.
- Некоторые компании предлагают уникальные бонусы, включая ежедневные выплаты, повышенные тарифы в праздники и бесплатную юридическую помощь.
- Сравнение с международными практиками
- В Китае и США платформы активно используют статус самозанятости.
- В странах Европы, таких как Испания и скандинавские государства, усиливаются законодательные меры для улучшения условий труда платформенных работников, включая коллективные переговоры и переработку трудового законодательства.
- Особенности тарификации и доходы
- Уровень дохода курьеров зависит от региона и вида транспорта:
- Самые высокие почасовые ставки — в Хабаровске, Владивостоке, Казани и Саратове (около 500 руб./час).
- В Калининграде и Екатеринбурге ставки одни из самых низких — 275 и 303 руб./час соответственно.
- Женщины-курьеры зарабатывают больше мужчин — 417 против 387 руб./час.
- Курьеры на автомобилях получают самые высокие доходы (450 руб./час), а пешие — самые низкие (318 руб./час).
- Более длительный опыт работы способствует увеличению доходов: от 346 руб./час при опыте 1-3 месяца до 430 руб./час при стаже более года.
- Уровень дохода курьеров зависит от региона и вида транспорта:
- Удовлетворённость работой
- Курьеры показывают высокий уровень удовлетворённости графиком работы, отношениями с коллегами и своевременностью оплаты.
- Наименее удовлетворяющий аспект — полнота социального пакета (в среднем 2,3 балла из 4).
- Удовлетворённость различается по типу сервиса: логистические компании и службы доставки интернет-магазинов оцениваются выше по уровню социальных гарантий, чем агрегаторы или сервисы доставки еды.
- Причины прекращения сотрудничества
- Основные причины:
- Задержки выплат (27%).
- Низкий уровень заработка (26%).
- Негибкий график работы (13%).
- Проблемы с приложениями для заказов и чрезмерный контроль за работой также отмечаются как значительные факторы.
- Основные причины:
- Информированность и заинтересованность в самозанятости
- 71% курьеров осведомлены о режиме самозанятости, а 47% проявляют к нему заинтересованность.
- Курьеры в агрегаторах более информированы о самозанятости (81%), чем в логистических компаниях (57%).
- Курьеры старше 35 лет чаще положительно оценивают самозанятость за официальное подтверждение дохода и простоту отчётности.
- Рекомендации для улучшения
- Укрепление социальной защиты путём введения оплачиваемых отпусков, больничных и премий.
- Оптимизация систем выплат и повышение минимального порога доходов.
- Расширение возможностей самозанятости для иностранных работников.
-
Особенности международных кейсов
- США:
- Курьеры остаются независимыми подрядчиками.
- Введены дополнительные льготы, такие как медицинское страхование, минимальная зарплата и компенсация расходов.
- Испания:
- Активно обсуждается реклассификация курьеров и усиление их трудовых прав.
- Государство внедряет законодательство для повышения ответственности платформ.
- Скандинавские страны (Швеция, Норвегия, Дания):
- Коллективные переговоры между профсоюзами и компаниями стали важным инструментом улучшения условий труда.
- Китай:
- Курьеры работают преимущественно в статусе самозанятых.
- Правительство предпринимает инициативы для регулирования деятельности платформ в зависимости от бизнес-моделей компаний.
- Россия:
- Большинство курьеров работают как самозанятые через посредников.
- Компании предоставляют дополнительные бонусы, такие как страхование и выплаты за работу в праздники.
19. Роль пандемии
- Во время пандемии платформы в Европе внедряли меры поддержки:
- Бесплатные средства индивидуальной защиты.
- Телемедицинские услуги.
- Чаевые и компенсации за невозможность работать.
- 45% курьеров остались довольны этими мерами.
20. Возможности для улучшения
- Международные примеры показывают потенциал для внедрения новых форм социальной защиты, таких как:
- Гибридный статус занятости между самозанятостью и трудовым договором.
- Коллективные договоры для платформенных работников.
- Стимулирование социальных льгот через государственные программы.
- США: