Рынок служб доставки Республики Беларусь. 2021
LOGCONSULT представил свой обновленный аналитический доклад, посвященный сектору экспресс-доставки и курьерским службам в Республике Беларусь. Вся предоставленная информация актуальна на средину июля 2021 года.
Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Беларуси по-прежнему остается высококонкурентным. В сферу экспресс-доставки входят новые компании, все больше операторов получают почтовые лицензии на доставку наложенным платежом. Как показала практика, высокая конкуренция подталкивает операторов бороться за клиента путем дифференцирования тарифов, а иногда и демпинга, что нередко приводит к банкротству. Сегодня рынок экспресс-доставки и курьерских служб многие игроки оценивают, как растущий, наибольший рост демонстрирует сфера e-commerce. Главным критерием выбора оператора экспресс доставки – остается стоимость, скорость доставки и уровень сервиса.
Источник: belretail.by Перепечатка
Статистика
По состоянию на 19.07.2021 г. в Республике Беларусь осуществляют деятельность 48 служб экспресс-доставки. Из них, специализируются на международной экспресс-доставке – 18 операторов, доставку по Минску и Беларуси осуществляют – еще 18 операторов, 12 компаний работают как с международной доставкой, так и с доставкой по Беларуси. Услуги фулфилмента оказывают – 5 операторов экспресс-доставки. Доставку товаров наложенным платежом осуществляют 17 операторов. Выдачу посылок через постаматы осуществляют 3 оператора, количество установленных постаматов – 40. В Беларуси работают 9 агрегаторов служб доставки грузов (из них 6 – служб такси и 3 курьерских службы-агрератора).
Череда банкротств
За 2018-2021 гг. с рынка экспресс-доставки ушли 4 оператора (ЗАО «Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО «Глобел24» в марте 2020 г. и ООО «Королевская служба доставки» в феврале 2021 г.). Все указанные операторы имели лицензию Минсвязи Беларуси на прием наложенных платежей (данный вид деятельности в Беларуси лицензируется). Причиной ухода (банкротства) экспресс-операторов стал неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а зачастую и низкий сервис. Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую и быструю доставку, еще и во все точки и по всей Беларуси, а оператор делая быстро и во все точки, играет с тарифами, ведь еще же есть конкуренция, уходя чаще всего при этом в минус.
ЗАО «Наша почта» была первым частным почтовым оператором в Беларуси. Оператор был создан в начале 2015 г. и в этом же году получил лицензию на осуществление деятельности в области связи (№02140/2269 от 14.09.2015), и соответственно возможность принимать и отправлять почтовые отправления наложенным платежом. Частный оператор открыл более 25 отделений по всей Беларуси, но не выдержал конкурентной ценовой борьбы на рынке и в августе 2018 г. закрылся. После приостановки работы компании, планировался перезапуск работы «Наша почта» в франчайзинговой системе, однако этого так и не случилось. Франчайзинговую модель с 2018 г. активно начала использовать на белорусском рынке российская СДЭК.
ООО «КурьерБай» был создан в 2015 г. и начал активно развиваться и предлагала доставку по Минску и Республике Беларусь. В ноябре 2017 г. оператор получил возможность работать с наложенным платежом. Многие небольшие интернет-магазины пользовались услугами этого оператора. В ноябре 2019 г. компания прекратила осуществление деятельности. Ряд игроков рынка экспресс-доставки считали, что цены данный оператор изначально держал достаточно низкими, даже некоторые говорили о демпинге.
ООО «ГлоБел24» начал свою деятельность в 2014 году и на начало 2020 г. имел сеть из 52 отделений в 45 городах предлагал экспресс-доставку по Минску и Беларуси, в т.ч. активно работал с интернет-магазинами. В ноябре 2016 г. оператор получил лицензию Минсвязи на прием наложенных платежей. С 13 марта 2020 г. «ГлоБел24» прекратил свою деятельность, а клиенты получили уведомления о расторжении договоров на оказание услуг (почтовой связи, курьерских услуг, услуг транспортной экспедиции, перевозки) в одностороннем порядке. Ряд крупных игроков рынка экспресс-доставки указывали на демпинговые тарифы и наличие внутренних проблем менеджмента.
ООО «Королевская служба доставки» была создана в июне 2020 года и оказывала услуги курьерской доставки по Минску и Беларуси. В конце 2020 года оператор получил лицензию на доставку наложенным платежом. Однако, уже с 1.02.2021 года оператор прекратил осуществление деятельности и заявил о банкротстве.
Какая специализация у действующих операторов на рынке?
Услуги по экспресс-доставке корреспонденции и посылок по всему миру оказывают: РУП «Белпочта», ООО «Демис» (генеральный агент FedEx & TNT), ООО «Логитрэк» (эксклюзивный представитель DHL Express), ИООО «Юнайтед Парсел Сервис (Би Уай)» (генеральный агент UPS), СДЭК (только корреспонденции), Пони Экспресс, ИООО «ДПД Бел» (DPD), СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (М&М Express), ООО «Корэксгарант-М», ООО «Мекус», ЧП «Сапсан Экспресс», ООО «Семар ЭкспрессБел». Также услуги по международной доставке корреспонденции и посылок оказывают: УП «Интерпостсервис», ООО «ЛибертиЭкспресс», ИП «Даймэкс-Бел» (Dimex), ЧП «Экспресспост», ЧП «Скайэкспресс».
Специализируются на экспресс-доставке сборных грузов в международном сообщении следующие операторы: ООО «ТМФ-Транс» (ГлавДоставка), ООО «ТК «Энергия», ООО «ТЭК «Трансавиатур» (ТАТ), ЧП «Транспортная Компания КИТ-БелРос» (GTD, ранее КИТ), ООО «Деловые Линии», СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (М&М Express), ООО «ПЭК Бел» (ПЭК), ООО «Деловые линии». Также услуги по перевозке сборных грузов в международном сообщении оказывают: ООО «Муруд логистик», ЧТУП «Деловое направление», vozim.by, slav-dostavka.by, mexp.by.
Осуществляют доставку корреспонденции и посылок по Минску и Беларуси следующие операторы: РУП «Белпочта», Европочта, ООО «Автолайтэкспресс», DPD, М&М Express (СООО «М&М Милитцер&Мюнх»), СДЭК, Pony Express, ООО «Мекус», ЧП «Сапсан Экспресс», ООО «Семар ЭкспрессБел».
Отдельные сервисы для e–commerce предлагают: РУП «Белпочта», Европочта, ООО «Автолайтэкспресс», Европочта, DPD, ООО «Мекус», ЧП «Сапсан Экспресс», ООО «Семар ЭкспрессБел», Доставыч, СДЭК, М&М Express. Также по Минску и Беларуси доставляют грузы следующие операторы, в т.ч. для e–commerce: ООО «Еврозапчасть» (Armtek), ООО «Росчерк», ООО «Ветер-Логистик», ООО «Статус Экспресс», ООО «БелЭкспедитор Сервис», ООО «Дайрекст» (Direxxt), ЧП «Почтовый голубь», do–doma.by, kurer24.by, ООО «Гуд Лайн Экспресс» (бывш. Транспортир), ООО «МВЕ Бел», ООО «Доставлено», ООО «ВАМэкспрессБай».
Наибольшую сеть ПВЗ имеют следующие операторы: Белпочта (более 3 тыс. объектов почтовой связи по всей Беларуси), Европочта (156 почтовых отделений), Автолайтэкспресс (36 пунктов приема/выдачи отправлений), DPD (18 собственных отделений, 55 партнерских ПВЗ), СДЭК (43 отделения), Пони Экспресс (6 экспресс-центров), М&М Express (15 офисов экспресс-доставки).
С выдачей посылок через постаматы работают: Белпочта (20 постаматов, 11 – в Минске, по одному в каждом областном центре, а также в Орше, Лиде, Борисове и Бобруйске, большинство постаматов, установлены возле отделений связи или в крупных торговых центрах), DPD (11 постаматов, из них – 10 в Минске и 1 в Бресте, локеры установлены преимущественно в крупных торговых центрах), Lamoda Express (9 постаматов, из них – 6 в Минске и по одному в Могилеве, Бресте и Гродно). Таким образом, пока выдача посылок через постаматы не столь популярна в Беларуси, всего 40 постамата установлено в стране, из них – 27 в Минске.
Услуги фулфилмента оказывают: ООО «Эй ту би гарант», ООО «Росчерк», ГлавДоставка (ООО «ТМФ-Транс»), ООО «Маршрут Запад», ООО «Биг Мемберс». Современную складскую инфраструктуру имеют следующие операторы: ООО «Росчерк» (в 3 км от МКАД, р-н д. Дубовляны) и OOO «Маршрут Запад» (в 10 км от МКАД, р-н д. Королев Стан), ООО «ТМФ-Транс» (р-н Шабаны, ул. Инженерная, 14), Европочта (использует склады «Евроопт»).
Наибольшую дифференциация услуг экспресс-доставки (тарифные планы) имеют: ИООО «ДПД Бел», РУП «Белпочта», ООО «Автолайтэкспресс». Дифференциация услуг в виде разных тарифных планов в разрезе направлений доставки и разной целевой аудитории потребителей услуг, позволяет охватить большую часть рынка экспресс-доставки.
Доставка наложенным платежом в Беларуси
Напомним, что доставка отправлений с использованием наложенного платежа в Беларуси лицензируется. Необходимо получать лицензию в области связи, лицензирующий орган – Минсвязи (данный вид деятельности в Беларуси отнесен к почтовым услугам).
Легально доставлять посылки наложенным платежом в Беларуси могут следующие операторы, имеющие лицензию Минсвязи (исчерпывающий перечень компаний):
- ООО «Автолайтэкспресс» (служба экспресс-доставки);
- ИООО «ДПД Бел» (служба экспресс-доставки DPD);
- ООО «СДЭК-Бел» (курьерская служба);
- ООО «Росчерк» (дистрибьютор печатной продукции);
- ООО «Маршрут Запад» (фулфилмент-оператор);
- ЗАО «Интернет-магазин «Евроопт» (почтовый оператор «Европочта»);
- ЧП «Сапсан Экспресс» (курьерская служба);
- ООО «Тайсу» (курьерская служба Доставыч);
- СООО «M&M Милитцер&Мюнх» (служба экспресс-доставки);
- ООО «Пони Экспресс» (служба экспресс-доставки);
- ООО «Дайрекст» (курьерская служба);
- ООО «7745 Доставка» (служба доставки онлайн-гипермаркета 7745.by);
- ООО «Статус Экспресс» (курьерская служба);
- РУП «Белпочта» (госоператор);
- РУП «Специальная связь» (госоператор).
- ООО «Доставлено» (курьерская служба);
- ООО «ВАМэкспрессБай» (курьерская служба).
Ряд операторов находится в стадии подготовки документов на получение лицензии на доставку наложенным платежом, ряд только оценивает возможности и необходимость получения такой лицензии. Количество операторов, имеющих лицензии Минсвязи на доставку наложенным платежом к концу 2021 года вырастет.
Агрегаторы в сфере курьерской доставки
Анализ агрегаторов служб доставки показал, что в Беларуси работает 9 агрегаторов в сфере курьерской доставки. Если на начало 2020 года фактически в Беларуси работал один агрегатор курьерской доставки xytki.by, то за 2020 год появилось еще 8, из них два курьерской доставки (garantbox.by и boxagent.by) и 3 службы такси стали оказывать услуги доставки: тариф «Доставка» и «Грузовой» Яндекс Go, тариф «Доставка» Такси 135 и kivi–ride.by, тариф «Курьер» такси Яша, тариф «Грузовой» такси Lolo. Заказать грузовую машину такси 7788 через приложение 7788 невозможно (нет такого функционала), только звонок оператору. Также сервис «Грузовой» есть у такси Lolo, но только предзаказы через приложение, онлайн машин на линии нет. Тариф «Курьер» есть у такси Яша.
Постаматы – Беларусь пока отстает!
Пока Беларусь, отстает по количеству установленных постаматов от стран-соседей. Всего в Беларуси установлено 40 постаматов, из них 27 – в Минске. С постаматами в Беларуси работают всего 3 оператора (Белпочта, DPD, Lamoda). С начала 2021 года количество постаматов в Беларуси выросло всего на 7 локеров (+21%), из них – 6 постаматов установила Lamoda и 1 – DPD. Lamoda нарастила количество постаматов в Минске, а также добавлено по одному локеру в регионах (Брест, Гродно, Могилев), DPD – установила свой первый постамат в Бресте.
Такой незначительный рост постаматов, говорит, что пока Беларусь отстает от стран-соседей по количеству установленных постаматов. Так, в России насчитывает не менее 15 тыс. постаматов, в Польше – 11 тыс., Украине – 5 тыс., Литве – 1 тыс. Таким образом, выдача посылок через постаматы пока не популярна в Беларуси.
Технология работы с постаматами явно недооценена представителями e-commerce в Беларуси, с точки зрения оптимизации расходов на доставку и сервиса для клиентов. Но, неразвитость сети постаматов не позволяет интернет-магазинам присоединится к действующей сети какого-либо независимого оператора. Однако, есть проблемы и в законодательном регулировании этой сферы в Беларуси, что сдерживает активное развитии этой технологии в стране.
Перспективы роста белорусского рынка экспресс-доставки
Главным направлением роста рынка доставки грузов и почтовых отправлений будет сегмент e–commerce, т.к. это сегодня самая быстрорастущая сфера бизнеса. Объем доставки по последней мили для e-commerce значительно вырос в 2020 году, в т.ч. за счет роста сферы e-commerce в период пандемии covid-19. Некоторые офлайн операторы (торговые сети) вышли в онлайн. При всем этом, собственную полноценную службу доставки могут себе позволить только крупные интернет-магазины, объемы которых позволяют загружать транспорт максимально эффективно, остальные передают доставку на аутсорсинг. Но здесь важна скорость доставки, зачастую наложенный платеж. В прогнозам LOGCONSULT объем доставки по последней мили в 2021 году продолжит расти. Но растет и предложение среди курьерских служб и операторов, появляются новые службы.
Работа в системе партнерской доставки с белорусскими маркетплейсами также могла бы быть интересна службам экспресс-доставки. Например, маркетплейс catalog.onliner.by пока предлагает воспользоваться только лишь услугами Белпочты для доставки товаров. Deal.by второй крупный маркетплейс ранее сотрудничал по доставке с экспресс-оператором «Глобел24», но после его банкротства, приостановил услугу доставки. Другие крупнейшие маркетиплейсы (shop.by, 1k.by и др.) также обходят стороной вопросы доставки, этот процесс организует сам интернет-магазин. Интеграция служб доставки с маркетплейсами могла бы дать клиентам интернет-магазинов сервис быстрой доставки прямо на сайте.
Полноценный выход ozon.ru на белорусский рынок, также даст толчок развитию курьерских служб. Напомним, Ozon 12.05.2021 года зарегистрировал в Беларуси юр.лицо ООО «Озон Рокет Бел» и планирует масштабную экспансию на территорию страны. В первую очередь оператор будет расширять логистическую инфраструктуру. В 2021 году Ozon планирует открыть в Беларуси сортировочный центр для более быстрой обработки и доставки посылок.
Очень интересным и перспективным сегментом для курьерских служб остается работа с белорусскими классифайдами. Весьма вероятно, отдельные операторы могли бы найти для себя новую нишу доставки, при партнерстве с белорусскими классифайдами. Как правило классифайды самостоятельно доставкой не занимаются, а предлагают воспользоваться партнерской доставкой. Ранее классифайд kufar.by предлагал партнерскую доставку оператора Глобел24, но после банкротства последнего, работа сервиса была приостановлена, начата настройка интеграции с другой службой экспресс-доставки. Сегодня kufar.by осуществляет доставку через СДЭК..
Одним из направлений развития операторов экспресс-доставки может стать фулфилмент. Фулфилмент может стать дальнейшим развитием служб доставки, оказывающих услуги по доставке товаров по Беларуси. Однако для этого нужен полноценный склад со складской техникой, адресным хранение и WMS, обученный персонал. В фулфилмент будут входить прежде всего складские операторы, у которых процессы хранения и обработки товаров уже поставлены, а уже потом службы доставки. Отметим, что услуги фулфилмента оказывают 5 операторов, три из которых специализируются на экспресс-доставке (ООО «Эй ту би гарант», ООО «Росчерк», ГлавДоставка (ООО «ТМФ-Транс»). В 2020 году ГлавДоставка (ООО «ТМФ-Транс»), переехала на новый склад и вышла в сегмент услуг фулфилмента.