Маркетплейсы кормят треть российского малого и среднего бизнеса

Маркетплейсы оказались основным драйвером роста малого и среднего предпринимательства (МСП) и принесли предпринимателям около трети (29%) выручки—таковы результаты исследования компании ДРТ. При этом 73% опрошенных отметили рост выручки за счет сотрудничества с маркетплейсами.

Маркетплейсы и экосистемы стали главным драйвером выручки МСП в последние годы

С 2018 по 2021 годы доля маркетплейсов в обороте интернет-торговли выросла более чем в три раза — с 12 до 39%. Начало пандемии способствовало тому, что предприниматели стали активнее встраиваться в растущий канал: 60% представителей сегмента МСП сообщили о начале или расширении работы с маркетплейсами с 2020 года. В итоге сегодня МСП составляют более 70% продавцов на маркетплейсах.

Один из главных факторов нарастающей популярности маркетплейсов — их позитивное влияние на выручку предпринимателей: в 2021 году маркетплейсы принесли МСП около трети выручки. Также большинство (73%) предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%.

Работа с маркетплейсами позволяет предпринимателям сохранить бизнес в целом: об этом заявил каждый четвертый (26%), опрошенный ДРТ. А около 13% МСП предпочитают реализовывать товары только на маркетплейсах.

 

Благодаря маркетплейсам предприниматели решили проблему доступа к потребителю

Маркетплейсы помогли МСП решить проблему доступа к потребителю, которую до пандемии предприниматели называли в числе ключевых. В результате развития маркетплейсов и выхода на них МСП, а также роста интернет-торговли эта проблема стала одной из наименее существенных к 2022 году.

В топ функций маркетплейсов, которыми пользуются МСП, вошли: функция доставки товаров за счет маркетплейса (используют 49% опрошенных), рекламное продвижение бренда на маркетплейсе (47%), расчетно-кассовое обслуживание и эквайринг (44%) и передача маркетплейсу функции хранения товаров (40%).

 

Помимо инструментов маркетплейсов, большинство МСП пользуются расширенным функционалом экосистем

Большинство крупных маркетплейсов развиваются в рамках экосистемной модели бизнеса: например, Ozon и Wildberries образуют собственные экосистемы, а Яндекс Маркет, AliExpress и СберМегаМаркет входят в экосистему материнских компаний. Благодаря этому представители МСП также получают доступ к расширенному набору сервисов.

Сервисами экосистем пользуются большинство (72%) опрошенных предпринимателей. При этом малые и средние компании обращаются к ним даже чаще (84%), чем все респондентыв среднем (78%). Среди сервисов экосистем, которые традиционно используют представители МСП, — облачные сервисы, онлайн-бухгалтерия, кредиты и программы лояльности.

 

Будущее МСП, маркетплейсов и экосистем в России

В 2021 году Россия примерно в три раза уступала крупнейшим экономикам мира по вкладу сегмента МСП в ВВП: он составил 20%. Наиболее актуальными проблемами МСП в 2022–2023 годах станут оптимизация администрирования бизнеса, логистика и доступ к ресурсам.

«В 2022 году российские экосистемы и маркетплейсы продолжат расти, но темпы роста замедлятся по сравнению с прошлым годом из-за снижения покупательной способности населения и насыщения рынка. Продолжится консолидация маркетплейсов вокруг наиболее крупных универсальных площадок — Ozon и Wildberries, — отмечает Виталий Михальчук, руководитель Исследовательского центра ДРТ. — Для МСП новыми вызовами станут усложнение зарубежных поставок и снижение спроса на большинство товаров. В связи с этим малый бизнес будет вынужден искать новые возможности для развития и оптимизации работы с использованием нефинансовых сервисов экосистем, таких как инструменты для аналитики и учета, обучение предпринимателей и нетворкинг, а также юридическая поддержка».

____________________________

О компании ДРТ

ДРТ (www.delret.ru) — одна из ведущих компаний, предоставляющая услуги в области аудита, финансового, налогового, юридического и управленческого консультирования.Профессиональные знания и опыт более 2 300 сотрудников позволяют нам оказывать услуги крупнейшим государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях экономики. Компания «Деловые Решения и Технологии» представлена в восьми городах России и Беларуси — Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Новосибирске, Южно-Сахалинске, Владивостоке и Минске.

0

Автор публикации

не в сети 7 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4796Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий