Подробности о хакерской атаке на российскую таможню

Вчера утром канал ФТС в телеграмме сообщил о проблемах в работе Единой информационной системы таможенных органов (ЕИС ТО). Причина: “внешнее воздействие”. Следствия: “затруднения в проведении таможенных операций в некоторых случаях”. Фотография изображает компьютер, зараженный вирусом.

ФТС информсистемы

В течение дня стало ясно, что проблема очень серьезна. Внутренние письма ФТС указывают на “нештатную ситуацию первой категории”. Согласно информации канала ВЭДОФОН, причиной может быть мощная вирусная атака, которая заразила верхний уровень антивирусного сервера.

Сегодня утром система была неактивна. Несмотря на то, что компьютеры и серверы сначала были выключены, сейчас появляются сообщения о запуске сети, но информация противоречива. Пограничные переходы, как автомобильные, так и железнодорожные, испытывают трудности. Таможенные операции переводятся на бумагу.

Интересно, что федеральные СМИ практически не обсуждают эту тему, кроме процитированного сообщения ФТС. В целом, руководство ФТС стоит перед серьезными вопросами, поскольку работа таможенных информационных систем влияет на всю внешнеторговую деятельность.

Таможня хакеры апрель 2023

Источник: ТГ-канал Грузопоток

 

Как начиналось

Пропуск грузов по мосту через Амур «Благовещенск-Хэйхэ» был приостановлен с утра 10 апреля в связи со сбоями в работе единой информационной системы Федеральной таможенной службы (ФТС).

– По предварительной информации, данная ситуация вызвана внешним воздействием на IT-ресурсы ФТС России. В настоящее время специалисты, в том числе правоохранительного блока, проводят необходимые мероприятия по устранению сбоев, – заявило ведомство в своих соцсетях.

Чуть позже в аккаунте оператора электронной очереди появилось извещение о том, что «на МАПП «Кани-Курган» в сторону Китая временно будет осуществляться выпуск только порожних транспортных средств». А зарегистрированные в электронной очереди машины с грузом будут перенесены на другое время после снятия ограничений.

– Также временно приостановлено бронирование в электронной очереди, – добавил оператор.

В конце февраля 2023 года внешние информационные сервисы Федеральной таможенной службы России уже подверглись DDoS-атакам. Тогда источник атак выявили и отключили в течение суток. Но атаки отразились на работе информоператоров, оказывающих услуги участникам внешнеэкономической деятельности по передаче информации в таможенные органы. Существенный урон тогда был нанесен компании «Альта-Софт». Она оказывает информационные услуги декларантам и участникам внешнеэкономической деятельности. У компании наблюдались сбои в системе электронного декларирования.

Подробности от “Ъ”

В течение двух дней таможенные операции в РФ были парализованы из-за сбоя в функционировании единой информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО). В ФТС пояснили, что причина сбоя — в кибератаке «на IT-ресурсы ФТС России, начавшейся 10 апреля». IT-системы ФТС перестали работать рано утром в понедельник, говорит президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская. «Во вторник в 11 часов от ФТС поступила информация о частичном восстановлении работоспособности системы, а в 13 часов была публикация в Telegram-канале ФТС о возобновлении “дозированного” оформления деклараций на товары в центрах электронного декларирования (ЦЭД),— говорит она.— Фактически мы наблюдали приостановку декларирования. Ведь распоряжения подавать декларации на товары в бумажном виде не было, а электронный обмен не осуществлялся». При этом коммерческий директор компании AKFA Алексей Чернышев говорит о более ранних признаках сбоя: «В ночь с пятницы на субботу в системе ГНИВЦ ФТС произошел сбой. Мы (как и другие участники ВЭД) моментально это зафиксировали в виде сбоя в работе личного кабинета, выпуске деклараций, а также в отсутствии данных о выпущенных товарах на складах временного хранения (СВХ)». «Именно последнюю проблему (отсутствие данных о выпущенных товарах на СВХ) мы и пытаемся решить сейчас в ручном режиме: предоставляем в бумажном виде товаросопроводительные документы, распечатку выпущенной декларации и сопроводительные письма с целью забрать груз с СВХ»,— рассказывает он.

 

Вот что писали о ситуации на пункте пропуска “Забайкальский”

Таможня пункт пропуска Забайкальск

🚧 «На 11 апреля сбои в работе программных средств в пункте пропуска «Забайкальск» продолжаются. Но таможенное законодательство допускает оформление грузов на бумажном носителе. Поэтому мы все – и новую технику, и грузы – оформляем на бумаге. Затем товары уходят на склады временного хранения, где ждут дальнейшего оформления. Кризиса особого нет».

Источник: Читинская таможня

 

Переход на бумажные носители

Инспекторы ФТС перешли на оформление таможенных операций в бумажном виде из-за кибератаки, которая привела к сбою работы единой системы таможенных органов. Об этом сообщила ТАСС Федеральная таможенная служба (ФТС) России.

“Вследствие кибератаки на IT-ресурсы ФТС России, начавшейся 10 апреля, по-прежнему наблюдаются сбои в функционировании единой информационной системы таможенных органов. Специалисты ФТС России и других ведомств в круглосуточном режиме занимаются восстановлением работоспособности системы. Частично она восстановлена. В пунктах пропуска инспекторы осуществляют таможенные операции с использованием бумажных носителей”, – говорится в сообщении пресс-службы ФТС.

Таможня рекомендует участникам внешнеэкономической деятельности при возникновении проблем обращаться на горячие линии региональных таможенных управлений. “На пересечении границы физическими лицами сбои в работе информсистемы не отразились”, – уточнило ведомство.

 

Подробности от логистов

О ситуации рассказывает учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» Игорь Ребельский:

Игорь Ребельский, учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс»: «Ситуация, к сожалению, не поменялась со вчерашнего дня, конкретики никакой нет, понимания, когда заработает, к сожалению, тоже. Есть информация, что действительно какой-то серьезный вирус, нет пока ни сроков, ни дат, когда работа будет нормализована. Если говорить про то, как сейчас справляются с ситуацией, то те грузы, которые идут транзитом, в спешном порядке перевели на бумажный носитель из электронного и как-то с этим пока справляются. И, к сожалению, все вынуждены ждать. Все автоматизировано — и списание платежей, и подача деклараций, поэтому здесь решить это пока не удается. Растут очереди, растут расходы у всех участников цепочки доставки груза. Это сложно будет решить потом в одночасье, то есть потребуется еще несколько дней, а может быть и пару недель, чтобы все это разрешить. Но опять же это зависит от того, когда запустят. Много грузов, которые для клиентов очень критичны. Где-то, например, тендерная история, где сроки очень сильно законтрактованы, где-то сезонный товар, для многих бизнесов оборачиваемость очень важна».

О нынешней ситуации рассказывает гендиректор Sota Logistic Андрей Соловьев:

Андрей Соловьев, гендиректор Sota Logistic: «Декларации где-то можно подавать в ручном режиме, как по старинке, на бумажных носителях. Но в целом это бардак, грустно, и хочется сказать, чтобы руководство ФТС обратило внимание на безопасность. Парализованы вторые сутки все транспортные средства, прибывающие для выпуска грузов в свободное обращение. Все, что не укладывается в стандартные сроки, 24 часа на оформление, дальнейшие сроки простоя подлежат оплате по каким-то тарифам, в зависимости от того, как вы договорились с транспортной компанией, с перевозчиком. Ну и плюс еще есть ответственность клиентов перед конечными потребителями, вероятно, разные штрафные санкции, но это все потеря денежных средств».

“Ъ”

По словам главы компании «Оптималог» Георгия Властопуло, это абсолютно из ряда вон выходящий случай: раньше сбои были максимум на несколько часов.

Сейчас транзит не оформляется, товарные декларации не принимаются, перемещение груза приостановлено, отмечает Вячеслав Заливашенко, руководитель отдела таможенного оформления Novelco. Основатель ГК JUST Людмила Теселкина говорит, что невозможно оформить товары ни по одной из таможенных процедур. «Транспортные средства с грузом не въезжают и не выезжают,— поясняет она.— Только пассажирский транспорт и пустой грузовой транспорт. Экспортные декларации оформляются только в том случае, если проходит авторегистрация и автовыпуск. Но пересечь границу при выезде все равно невозможно, так как граница не получает уведомлений о выпуске вывозимых товаров и прохождении ими всех таможенных формальностей. Таможенные декларации на ввозимые товары не оформляются. На вторник в рабочем состоянии только подтверждение о прибытии на постах фактического контроля, регистрация ДО1 и ДО2 (документы о помещении товаров на хранение), а также проезд через границу порожних транспортных средств».

Сбой отразился на доставках всеми видами транспорта, отмечает директор департамента таможенного оформления FM Logistic в России Елена Парамонова. «Да, проблемы есть на всех таможенных пунктах пропуска, где находятся наши машины,— говорит Анастасия Беринцева, руководитель группы международной логистики Delko.— Практически невозможно внести в систему данные по грузу и транспортным средствам».

 

UPD от 12 апреля 2023

Федеральная таможенная служба России начинает восстанавливать работу после хакерской атаки

0

Автор публикации

не в сети 19 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4775Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий