Описание проблем и перспектив алкоголя онлайн в России от Александра Иванова
Александр Иванов – президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) написал текст о подводных камнях и перспективах легализации продажи алкоголя в России дистанционным способом. С доставкой. И, да, мы с финальным выводом полностью согласны (сами писали об этом) – и тут работает модель открытия оффлайн магазинов, которые работают на грани убыточности пока не дают алкогольную лицензию.
“В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет”. Это, если вдруг у кого-то есть какие-то сомнения, не про радио и даже не про счастье, это Илья Ильф про ожидания писал.
И есть множество поводов эту цитату вспомнить (ну, вот, хотя бы – поменяйте в цитате “радио” на “интернет” и посмакуйте эту фразу еще раз), но суровое предновогоднее время заставляет нас думать и говорить о главном – об алкоголе.
Слишком много разговоров о том, что, мол, вот сейчас разрешат продавать “алкашку” по интернету – и будет счастье. И счастья будет много, и счастливы будут все – и производители, и покупатели, а уж как будут счастливы продавцы – это и вовсе неописуемо…(или надо писать “не описываемо”, кто бы и как это слово не прочитал?).
Собственно, из всех описываемых счастий я сейчас – про счастье продавца. Которому, отчего-то, не совсем очевидно, что паленая водяра таким экзотическим способом не продается. Ну, то есть продажа бутыля примерно в 200 рублей никак не окупается по логистике, а люди, экономящие на дурманящем, платить за доставку ну никак не будут. Они предпочтут сами сбегать.
В мире и в самом деле на продаже алкоголя дистанционным способом – зарабатывают. Но зарабатывают на двух категориях – на продаже столового вина сетами и на крепком элитном алкоголе. Покупателей столового вина у нас не особо-то и много – так уж вышло, что не родилась в наших широтах привычка запивать щи и котлету с гречкой бокалом шабли, не массовое это потребление, и, хотя можем предположить, что кому-то это сочетание зайдет, наверняка продажи сетов хитом у нас в ближайшие лет сто (когда глобальное потепление не приедет к расцвету виноградарства в Карелии и Якутии) не станет. Кстати, в большой части Европы (и Америки) продажа сетами по 6 бутылок (почти везде почему-то нормы продажи ограничены 5 литрами) идут отлично.
С дорогим элитным алкоголем в стране, где самый популярный напиток – водка, тоже не складывается. Водка – ректификат, который, в отличии от дистиллятов, ну никак не легендируется, народ у нас (не только у нас, везде) понимает, что водка – это спирт и вода, и дорогой (чтобы цена напитка хоть частично окупала бы доставку) быть не сможет.
Так что пункт 2 – тоже довольно сомнительный.
Что остается? Обнять (березку) и плакать?
Ну, наверное, нет, плакать подождем, потому что остается алкоголь как часть корзины при покупке продуктов. Вот это – здорово, работать у нас будет, добавка алкоголя в корзину продавцам продуктов реально поможет повысить рентабельность (даже расчеты есть), а это значит, что продажи наших продуктовых сетей и маркетплейсов пойдут веселее.
Согласитесь, это уже довольно неплохо для роста общего оборота екоммерс и, главное, для его окупаемости.
К вопросу “что продавать” примыкает “как продавать”, и наши милые законодатели ломают голову в придумывании суперсложных моделей – как сделать, чтобы спиртное не попало в руки несовершеннолетних, а совершеннолетние не “догонялись” бы за пределами разрешенных для продажи часов.
Решение-то тут примитивно простое, на самом деле – все те “охранительные” задачи, которые выполняет продавец-кассир в супермаркете, вполне по плечу выполнить и курьеру – он может и в паспорт заглянуть, и после часа икс не доставлять.
Мы же, в конце концов, про легальный рынок говорим. Про рынок, который сейчас и так существует, как теневой. И из тени вам доставят что угодно и в какое угодно время. Теневые же ничем не рискуют, лицензию у них не отзовут в связи с отсутствием последней.
В отличие от легальных продавцов, которым точно есть чем рисковать.
Ну, вот как-то так.
И – да, ждем веселых конкурсов от продавцов алкоголя, вроде “расскажи, какое из тосканских вин лучше всего сочетается с голубцами”.
Потом нам тамада расскажет о результатах.