Открытое письмо селлера OZON Андрея Пасынкова
Селлер OZON Андрей Пасынков написал открытое письмо в ФАС и прокуратуру о тех вещах, которые более всего всего мешают селлерам работать на маркетплейсе, а часто угрожают самому существованию их бизнеса.
Открытое письмо в ФАС и прокуратуру Российской Федерации по поводу злоупотребления маркетплейсом ОЗОН доминирующей позиции на рынке онлайн-продаж и создания невыносимых условий работы для независимых продавцов, размещающих свои товары на данной площадке
Прошу ФАС и прокуратуру Российской Федерации разобраться с неправомерными действиями маркетплейса ОЗОН в части создания невыносимых условий для работы на маркетплейсе независимых продавцов.
Основанием для данного письма явились следующие действия маркетплейса ОЗОН:
- Для того, чтобы получить доступ к чату с покупателем, продавец обязан открыть расчетный счет в банке ОЗОН, что является навязыванием услуги и ставит в неравноправное положение тех, кто отказался открывать счет в банке маркетплейса.
-
- ОЗОН отказывается нести ответственность за повреждение товара на любом этапе доставки товара к покупателю или возврату товара от покупателя. Вместо компенсации убытка, при наличии видеодоказательств (сборка заказа и приемка возврата), ОЗОН в издевательской форме предлагает продать уничтоженный или поврежденный товар со скидкой, мотивируя, что в данном случае продавец может даже выиграть!!!
- ОЗОН абсолютно необоснованно, по собственному желанию, поднимает комиссии на продажу и ограничивает работу с ПВЗ. За последние полгода, комиссии менялись трижды, а повышения превышают все вменяемые величины, встречающиеся на рынке. Так, исходя из аналитики, продавцы вынуждены продавать свой товар с рентабельностью 3-5 %, тогда как комиссии ОЗОНа, только на продажу, составляют до 21 %.Чтобы заработать 20% от входной цены товара, продавец вынужден увеличить стоимость товара в 2,5 раза!
- Огромные скидки по картам ОЗОН так же достигаются за счет продавцов, а также часто входят в противоречие с рекомендованными розничными ценами производителей, что вынуждает продавцов повышать стоимость товара, для соблюдения этих самых условий (несоблюдение РРЦ может сказаться на поставках товара, согласно Договоров с поставщиками). Присутствие таких условий по скидкам вводит рынок в неуправляемый хаос.
- Вместо того, чтобы активно помогать продавцам работать на площадке, ОЗОН вводит огромные стоимости на свои услуги. Это и пакет премиум, который возрос от безоплатного (за хорошие показатели продаж) до 990 рублей, а затем до 3500 рублей в месяц. Но ОЗОНу этого показалось мало, и появился пакет Премиум +, по стоимости в 10 раз больше обычного премиума. Функционал по переносу карточек товара стоит так же невменяемых денег (50 карточек за 15000 рублей). При этом отсутствуют какие-либо альтернативы. Мало того, товар тех продавцов, которые отказываются от таких сервис-пакетов, опускаются в поиске, что приводит к стагнации продаж.Не скрывая собственной наглости, ОЗОН прямо заявляет, что тот товар, за продвижение которого продавец платить не будет, перестанет продаваться на площадке, так как будет “пессимизирован” в выдаче.
- Нововведение по отправлению пунктов отгрузки в архив приводит к нарушению работы продавцов в самый неподходящий момент. Считаю данную функцию противоречащей принципам нормальной торговли. Но ОЗОНу этого показалось мало, и теперь, ежедневно, товар, который покупатель не смотрит/не покупает, автоматически отправляется в архив. Теперь, каждый рабочий день у продавца начинается с того, что он проверяет наличие товара на витрине.С учетом того, что восстановление в поиске любого товара занимает время, то продавцы также вынуждены страдать от спада собственных продаж.
Так как ОЗОН сам продает товары, считаю данный функционал откровенным вредительством со стороны ОЗОНа продавцам, для того, чтобы продвигать свои собственные товары на своей площадке.
- Так же возникает много вопросов по активной рекламе услуги ОЗОН-банка по оплате счетов поставщиков товара, что делает всю коммерческую информацию продавцов доступной для самой площадки, что, с учетом того, что ОЗОН сам продает товары, делает продавцов уязвимыми перед несущим данной услугой раскрытием информации.
- ОЗОН ввел наложение штрафов в необоснованных размерах (10000 рублей за каждую карточку товара) за размещение так называемой “рекламной информации”. К этой информации относятся ссылки на интернет-ресурсы, мотивация к покупке и еще много разных моментов. Но штраф за нахождение такой информации в карточке товара, ОЗОН накладывает сразу, минуя этап добровольного регулирования вопроса. Т.е., согласно закону, сначала ОЗОН должен указать на наличие неправомерной информации в карточке товара продавцу, дать 48 часов на исправление карточки товара и только после того, как изменения не появились, ОЗОН имеет право наложить штраф. Чего на самом деле не происходит, и приходится доказывать свои права угрозами подать в суд. Как только такая угроза звучит в переписке, ОЗОН моментально снимает санкции, понимая, что такими условиями нарушает законодательство РФ.Сумму штрафа ОЗОН мотивирует расходами на ручную модерацию, что является ложью, так как такие объемы информации можно проверить только автоматически. И работа модератора в том и заключается, чтобы находить и исправлять ситуации со спорными карточками товара.
В связи со всем вышеперечисленным, прошу контролирующие органы провести тщательную проверку деятельности маркетплейса ОЗОН, и навести порядок в электронной торговле, возможно, приняв для маркетплейсов необходимые законы и регламенты.
—————————
Присоединяйтесь, отмечайтесь в комментариях, победа будет за нами!