Дефицит кадров в логистике: в чем положительный эффект кадрового голода?

В последние несколько лет рынок труда сталкивается с серьезной проблемой — кадровым голодом в логистике. Эта ситуация затрагивает многие компании, от крупных логистических операторов до малых предприятий, и выражается в нехватке квалифицированных специалистов, таких как курьеры, логисты и менеджеры по транспорту. Однако вместо того чтобы рассматривать дефицит кадров исключительно как проблему, давайте взглянем на него с другой стороны: как на возможность для развития и совершенствования бизнес-процессов. Как использовать ситуацию, нам рассказал Роман Кистанов, генеральный директор компании-разработчика программы для маршрутизации и оптимизации логистики «Шедекс». 

 

Что происходит на кадровом рынке логистики? 

В течение года количество вакансий в сфере логистики увеличилось более чем в полтора раза и составило 155,5 тысяч. При этом число резюме снизилось на 10%, до 500 тысяч. По информации HeadHunter, это означает, что в 2023 году на одну вакансию приходилось три резюме, в то время как годом ранее этот показатель был в два раза выше. Сложнее найти курьеров, работников склада и логистов. 

Среднее время, необходимое для закрытия вакансии на линейные позиции, выросло с 21 дня до трех месяцев. В компании СДЭК отметили, что раньше на одну вакансию приходилось в среднем 10-12 резюме, а к концу 2023 года этот показатель упал до всего 2,1. 

Этот дефицит работников приводит к увеличению зарплат в логистике, и, по прогнозам специалистов, за 2024 год они могут вырасти на 20-30%.

 

Пересмотр кадровой политики

Первый аспект, который стоит отметить, — это то, что нехватка сотрудников заставляет компании пересмотреть свою кадровую политику. В условиях дефицита кадров работодатели вынуждены уделять больше внимания мотивации и удержанию персонала. Это может привести к созданию более привлекательных условий труда, внедрению программ обучения и развития, а также улучшению корпоративной культуры. Многие компании достаточно оперативно смогли перестроить свои процессы по работе с персоналом, что в свою очередь уже сейчас приносит свои плоды.

Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании “Скиф-Карго” отмечает, что часть работодателей расширили возрастные рамки кандидатов. Сегодня число возрастных специалистов достигает уже около 20%.

Все больше компаний готово предоставлять обучение и поддержку новичкам, а также учитывать различные их потребности и способности. В МОЛКОМ в 2024 году провели большую работу по разработке новых программ обучения сотрудников низшего звена, рассказывает директор по персоналу компании Екатерина Савина.

Фулфилмент-оператор «Бета ПРО» перестроил программы адаптации, материальной и нематериальной мотивации. Со слов директора по персоналу Надежды Комиссаровой, в компанию принимают сотрудников без опыта работы и проводят полный курс профессионального обучения.

Помимо возраста и опыта, еще одним трендом рынка стали гендерные изменения. Если раньше на вакансии в логистической отрасли рассматривали преимущественно мужчин, то в последнее время все чаще встречаются и женские кандидатуры, и их становится только больше. И практика многих компаний показала, что женщины более ответственны и исполнительны в работе.

Развитие персонала — это не просто возможность повысить квалификацию сотрудников; это также способ сделать их экспертами в своей области. Такой подход приносит пользу компании, так как квалифицированные и мотивированные сотрудники могут более эффективно выполнять свои задачи. Кроме того, внедрение программ для логистов, которые включают обучение новым технологиям и методам, может способствовать созданию более сплоченной и продуктивной команды.

 

Внедрение новых технологий

Дефицит кадров также играет важную роль в том, что компании начинают активно внедрять новые технологии. С одной стороны, это связано с необходимостью компенсировать нехватку работников, а с другой стороны — с желанием повысить эффективность работы. Автоматизация бизнес-процессов становятся неотъемлемой частью современного управления логистикой.

К примеру, планирование маршрутов доставки — это одна из тех областей, где технологии могут значительно упростить работу. Ручное планирование маршрутов по точкам требует много времени и ресурсов, что может привести к ошибкам и задержкам. Внедрение TMS-систем (Transport Management Systems) и программ для построения маршрута по точкам позволяет значительно упростить этот процесс. Современные программы для логистики могут автоматически оптимизировать маршруты, что не только экономит время, но и снижает затраты на транспортировку.

 

Оптимизация логистики

Оптимизация логистики — это еще одно важное направление, которое активно развивается в условиях кадрового голода. Компании, сталкивающиеся с нехваткой кадров, начинают искать способы повышения производительности существующих сотрудников. Цифровизация процессов, таких как подготовка отчетов, позволяет освободить время для более важных задач. Это также снижает риск профессионального выгорания, связанного с переработками.

Системы для управления логистикой становятся незаменимыми инструментами для компаний, стремящихся повысить свою эффективность. Автоматические отчеты, оптимизация маршрутов доставки и построение оптимального маршрута по нескольким точкам — все это способствует более рациональному использованию ресурсов.

 

Положительное влияние на рынок

Ситуация с дефицитом кадров в логистике также может способствовать улучшению качества услуг на рынке. Компании, стремящиеся автоматизировать процессы и оптимизировать свою работу, могут предлагать более высокий уровень сервиса. Например, быстрее и качественнее выполнять заказы, что в конечном итоге приводит к повышению удовлетворенности клиентов.

Кроме того, такие изменения могут способствовать созданию новых рабочих мест в области IT и автоматизации. Появление новых программ для транспортных компаний и служб доставки требует квалифицированных специалистов, что создает дополнительные возможности для трудоустройства.

В заключение можно сказать, что дефицит кадров в логистике — это не только вызов, но и возможность для развития. Компании, которые понимают это и используют текущую ситуацию, могут значительно улучшить свои бизнес-процессы, повысить мотивацию сотрудников и оптимизировать свою работу благодаря внедрению новых технологий. В конечном итоге это приведет к улучшению качества услуг и повышению конкурентоспособности на рынке. Таким образом, кадровый голод в логистике может стать катализатором позитивных изменений, которые принесут выгоду как компаниям, так и их клиентам.

0

Автор публикации

не в сети 17 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 5298Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий