Тенденции на рынке доставки в первом полугодии 2022

Тенденции на рынке доставки в первом полугодии 2022

Автор: Василиса Сергеева, директор по развитию бизнеса в аутсорсинге логистики последней мили “Чекбокс”

Рынок E-com

Первое полугодие 2022 года стало достаточно напряженным для розницы и рынка электронной коммерции. Тем не менее, по данным АКИТ интернет-торговля обновила исторический максимум. С учетом апреля общий рост с начала года составил 50%. При этом отмечается значительное сокращение трансграничных покупок и увеличение доли внутренних. Но несмотря на позитивную статистику, крупные игроки рынка столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Сложности, которые они испытывают, в итоге отражаются и на рынке доставки. Так, крупнейший маркетплейс Ozon оказался на грани дефолта в связи с необходимостью досрочно погасить свои обязательства перед иностранными кредиторами из-за остановки торгов акциями компании на бирже Nasdaq. Помимо переговоров с инвесторами по отсрочке платежа, компании пришлось пересмотреть параметры взаимодействия с покупателями и продавцами. А это и отказ от бонусной программы Ozon card, и от мини-дарксторов с доставкой 15 мин, и новая реферальная система. Со схожими проблемами столкнулись также Яндекс и VK. По информации в СМИ Сбер и VK рассматривают возможность продажи Delivery Club в связи с тем, что для обоих бизнесов курьерская доставка является непрофильным активом.

 

 

Из оффлайн в даркстор

Из-за просадки классической розничной торговли крупные торговые продовольственные сети сокращают свои точки. Так, например, X5 Group заявила о намерении избавиться от гипермаркетов “Карусель” в течение нескольких кварталов. Но как показывает статистика, потребители не стали заказывать продукты в онлайн меньше, а e-grocery является наиболее перспективным во всем сегменте электронной коммерции.  Поэтому мы полагаем, что в ближайшее время будем наблюдать тенденцию ухода продовольственного оффлайн-ритейла в сторону дарксторов. Это дополнительно подстегнет развитие рынка курьерской доставки.

 

Выравнивание баланса спроса/предложения на работу курьера 

Сокращение рынка розничной торговли привело к высвобождению курьеров и снижению зарплат. Еще в декабре прошлого года наблюдался дефицит линейного персонала для служб доставки, сейчас же ситуация изменилась в лучшую сторону. Если в 2021 году максимальные предлагаемые зарплаты курьеров с автомобилем  составляли 145 000 рублей, то к июлю 2022 года эта цифра составила 103 680 рублей (-28%). Для велокурьеров 119 000 рублей в 2021, и 99 360 рублей в июле 2022 (-16%). Баланс будет наблюдаться как минимум до конца текущего года, однако, мы полагаем, что вполне вероятно отрасль не будет испытывать дефицита кадров на горизонте еще 1-2 лет.

 

 

Вместо роботизации умная маршрутизация

Мы полагаем, что в тенденции на роботизацию курьерской доставки будет  наблюдаться спад. Связано это с несколькими причинами:

  • уровень технологий еще не позволяет сделать такую доставку удобной, быстрой и качественной
  • дороговизна в обслуживании и сильная зависимость от импорта
  • общество пока еще трудно воспринимает такого рода инновации
  • восстановление баланса спроса/предложения на курьеров

 

Также достаточно спорный аргумент, что в долгосрочной перспективе робот сможет окупить затраты и в итоге оказаться дешевле обычного курьера. Тренд на роботизацию постепенно замещает умная маршрутизация, которая позволяет не только сократить время доставки до потребителя, но и значительно удешевить процесс за счёт более плотного распределения заказов и оптимизации рабочего времени курьеров.

Здесь на помощь бизнесу встает предиктивная аналитика, так как помогает снижать косты на всей цепочке поставок и наладить успешную доставку последней мили. Например, DHL Consulting вложился в разработку ПО, который пересчитывает данные в реальном времени, оптимизируя процесс доставки и предсказывая сроки. В Москве и Санкт-Петербурге «Чекбокс» помогает ритейлу с аутсорсингом сверхсрочной доставки, используя свою предиктивную технологию: автоматизирует процесс распределения, предсказывает заказы и использует меньшее количество курьеров при вывозе 98%-100%. В прогноз закладываются не только стандартные маршрутные параметры, но и задержки сборки, возможные возвраты и десятки других факторов. И если в условиях собственной логистики быстрая доставка съедает 16-22% от среднего чека, то технологии распределения заказов на курьеров и маршрутизация, опирающиеся на предиктивную аналитику данных, — способны не только держать себестоимость на допустимом уровне, но и снижать её до 9% процентов от среднего чека.

 

 

Интерес к «гиперлоку» со стороны крупных игроков 

Крупные игроки рассматривают сервисы экспресс-доставки как возможность для укрепления своих позиций на рынке и увеличения лояльности клиентов. Так, Почта России и Яндекс запустили доставку посылок и интернет-заказов из почтовых отделений за 60 минут. В США наблюдается похожая тенденция, там крупнейший ритейлер Amazon покупает долю в сервисе доставки еды Grubhub.

 

0

Автор публикации

не в сети 24 минуты

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4704Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий