Боты в онлайн-торговле США повышают цены, вызывают дефицит и используют кризисы
По оценке Нильса Содеманна американские потребители в среднем переплачивают 1200 долларов в год на семью из-за ботов-перекупщиков. А общая сумма в штатах может составлять 156 миллиардов долларов. Эксперт, наверняка преувеличивает, но с учётом высокой инфляции в штатах в этом году, этот фактор нельзя сбрасывать со счетов.
Когда TicketMaster рухнул в ноябре под лавиной фанатов Тейлор Свифт, пытающихся получить билеты на концерт, компания обвинила ботов. Согласно одному отчету, сайт должен был открыться только для 1,5 миллионов поклонников Swift, но 14 миллионов “людей” заполнили сайт. Вывод: 90% трафика сайта TicketMaster было искусственным в этот момент.
Это не редкость, говорит генеральный директор Queue-it- провайдера программного обеспечения для онлайн-продаж Нильс Содеманн. И это можно найти не только в продаже билетов.
“Это может быть … все что угодно, начиная с детского питания … разрешения на работу в стране … бронирование времени для прививок ”, – сказал Содеманн в недавнем подкасте TechFirst. “Эти боты … раскручивают цены товаров. Покупают за 400 долларов и перепродают за 1000 долларов, и кладут 600 долларов в свои карманы”. – это про игровые консоли PlayStation 5
И хотя одно дело — не иметь возможности приобрести нужную вам игровую приставку по той цене, по которой она должна быть доступна, или билеты на концерт Тейлор Свифт, совсем другое — не иметь возможности купить детское питание в те времена, когда его трудно достать. (И да, детское питание, возможно, немного восстановилось после крайней нехватки год назад, но его все еще трудно достать.)
Стоимость для потребителей?
Содеманн говорит, что исследования его компании показывают, что на семью приходится до 1200 долларов в год переплаты из-за работы ботов. Это большие деньги: в США почти 130 миллионов домохозяйств.
А это значит, что боты – это большой бизнес.
“Становится совершенно ясно, что этот бизнес становится все более и более организованным”, – говорит Содеманн. “И я думаю, что крупнейшая зарегистрированная компания, занимающаяся этим здесь в США, вероятно, насчитывает не менее 200 сотрудников … многие сидят за границей, то есть в странах Азии с более низкой зарплатой, и помогают делать это всё здесь”.
Продажа билетов – это большая цель для ботов-мошенников онлайн-торговли, но также они охотятся на кроссовки, особенно кроссовки, которые стали предметом коллекционирования в последние десятилетия.
“Если мы говорим о продаже билетов в Северной Америке, то, вероятно, существует по меньшей мере 40 организаций, которые вытесняют билеты с первичного рынка”, – говорит Содеманн. “Если мы перейдем к другому типу сетей, где речь идет о кроссовках, мы считаем, что существует по меньшей мере сотня организаций, которые, либо напрямую, либо в рамках сети, где люди могут зарегистрироваться, чтобы получить доступ к кроссовкам”.
Другими словами, это не просто несколько человек, пытающихся получить ранний доступ к товарам для перепродажи. По сути, это целая индустрия.
Проблема: массовая скупка вытесняет товар и повышает цены
Это влияет на людей, которым нужны детские смеси или другие предметы первой необходимости. И Содеманн говорит, что он видел доказательства их работы во время кризисов: проблемы в цепочке поставок, нехватки детского питания, урагана Ян во Флориде в сентябре и даже [censored] на Украине.
Пандемия только усугубила ситуацию:
«Потенциальный арбитраж(работа ботов) и заработок на нем существенно увеличились за этот период, и, очевидно, возросла изощренность организаций, занимающихся здесь ботами», — говорит Содеманн.
Издержки очевидны, когда игроку приходится перерасходовать 300 долларов на PS5. Но они менее очевидны, когда e-commerce ритейлерам приходится тратить деньги на программное обеспечение против ботов, или когда товары просто недоступны, потому что все они были расхвачены перекупщиками.
Масштабирование фабрик ботов кажется сложным, потому что для каждой отправки требуется кредитная карта и адрес доставки. Но Содеманн говорит, что организованные команды, владеющие сложными ботами, просто используют кредитные карты, у которых “скользящие номера”, что означает, что 1000 номеров кредитных карт могут быть привязаны к одному банковскому счету.
(Об этом стоит подумать генеральному директору Twitter Илону Маску, поскольку он планирует выпустить продукт подписки на Twitter, предназначенный для сокращения спама за счет необходимости оплаты и проверки.)
Для доставки использую сот ни, а иногда тысячи реальных почтовых адресов.
Хотя деятельность ботов онлайн-торговли может быть предосудительной, но она не является незаконной, говорит Содеманн.