Откуда в России взялась субсидируемая девелоперами ипотека и причём здесь машины и нефтяной кризис

Сегодня в России на застойном рынке новостроек особой популярностью у покупателей пользуется субсидируемая девелопером ипотека. Если банк даже по льготной ипотеке выдаёт кредит под 6-7% годовых, то застройщик – под 1%.

Источник: ТГ-канал Proeconomics Перепечатка

О поведенческой экономике от нобелевского лауреата Ричарда Талера (из его книги «Новая поведенческая экономика»).

Талер пишет, что этот механизм был придуман автомобильными компаниями США во второй половине 1970-х. Тогда после энергетического кризиса 1973-74 годов и высочайшей инфляции продажи машин в Америке резко упали. Автопроизводители прибегли к старому методу – скидкам на машины. Талер приводит пример, когда с машины стоимостью $14,8 тыс. давали скидку в $300. В прежних условиях это сработало бы, но не в конце 1970-х.

Вот тогда и появился субсидируемый производителем кредит, основанный на поведенческой экономике:
“В то время, когда средний процент по кредиту на автомобиль составлял 10% и выше, “Дженерал моторс” предложил процентную ставку всего в 2,9%. Покупатели могли выбирать между возвратом средств (скидкой) и пониженной процентной ставкой. Снижение процента дало беспрецедентные результаты для увеличения объёмов продаж. В новостях сообщали, что покупатели ложились на крыши автомобилей в салонах дилеров, чтобы никто другой не купил понравившуюся им модель.

Приблизительно в это же время я наткнулся на небольшую заметку в “Уолл-стрит джорнэл”. Журналист повозился с цифрами и обнаружил, что экономическая ценность кредита с низкой процентной ставкой была меньше, чем возврат средств (скидка). Соглашаться на альтернативный вариант кредита с пониженной ставкой было неразумно! Тем не менее вторая стратегия позволяла продавать много автомобилей. На тот момент один из моих коллег по Корнеллу, Джей Руссо, консультировал “Дженерал моторс”, и я отправился поговорить с ним. Я рассказал Джею о своём наблюдении и добавил, что могу дать этому простое психологическое объяснение. Возврат средств составлял маленький процент от стоимости автомобиля, но автомобильный займ, предлагавшийся в качестве альтернативы, был на треть меньше по процентной ставке, чем обычный займ. Поэтому второй вариант выглядел гораздо привлекательнее. Мало кто, кроме бухгалтеров и журналистов из “Уолл-стрит джорнэл”, стал бы утруждаться математическими подсчётами, особенно потому, что всё это происходило в эпоху, которая не знала табличных процессоров и домашних компьютеров”.

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 5349Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий