Почему инициатива Минздрава по ограничению регулирования алкоголя не пройдёт. Точнее пройдёт не вся

Минздраву России в отсутствие пандемии нужно усилить вес. Нужны бюджеты, нужны штаты, нужна заметность на федеральном уровне. На травматическую эпидемию внимание не обратишь, но всегда есть тема, которая актуальна для России – алкоголь. Минздрав предлагает целый пакет мер по ограничению потребления алкоголя. Большинство сегодняшних публикаций называют только ограничение времени продаж и ограничение возраста продаж, но список порядочно обширнее и лучше прочесть его в изложении первоисточника

 

Минздрав рассматривает возможность введения новых антиалкогольных мер – РИА Новости

 В России рассматривают новые антиалкогольные меры, среди них — запрет продавать крепкие напитки с 20:00 до 11:00 и увеличение минимального возраста их продажи до 21 года, следует из отчета Минздрава об итогах работы в 2022 году, который есть в распоряжении РИА Новости.
Отмечается, что превышение запланированных показателей по розничным продажам алкоголя и сигарет на душу населения ставит новые задачи перед проектом по формированию здорового образа жизни, а также по системным антиалкогольным и антитабачным мерам.
Среди возможных ограничений названо “увеличение минимального возраста, по достижении которого возможна продажа крепкой алкогольной продукции (свыше 17,5 градуса) до 21 года”.
Также среди них обозначено установление запрета рекламы крепких спиртных напитков, а также запрета демонстрации товарных знаков алкогольной продукции во вновь создаваемых аудиовизуальных произведениях (музыкальные клипы, сериалы, фильмы, видеоблоги, музыкальные треки, подкасты и тому подобное).
Кроме того, рассматривается наделение муниципалитетов правом введения ограничений на продажу спиртного в выходные дни и праздники и “запрет продажи крепкого алкоголя в магазинах с 20:00 до 11:00 по местному времени”.
По данным за 2022 год, розничные продажи этой продукции на душу населения в литрах этанола составили 6,44, хотя плановое значение находилось на уровне 6,22.
___________________________________

Отметим несколько моментов

    • Минздрав всегда и последовательно выступает за ужесточение продаж алкоголя, выступает за ужесточение рекламы алкоголя. В этом вопросе ведомство всегда идёт в одной связке с МВД. Единственное отличие – МВД не так строго к табаку.
    • Всё ещё действует аргумент, что в армию забирают раньше, чем продают алкоголь. Теперь это не просто армия, а фронт.
    • Региональная вольница по ограничению продаж в праздники – это и реверанс в сторону “нового российского федерализма” – сами набираем ополчение, сами ограничиваем беспилотники, сами ограничиваем алкоголь – да, и ритейлеры будут намного лояльнее к запросам на “собрать что-то в помощь фронту”. Регионы получают ещё один рычаг. В мусульманских регионах можно лучше подсветить, как местные власти поддерживают харам.
    • Всё перечисленное сильно ударит по крупным сетям ритейлеров. Алкоголь – категория на которой часто держится экономика магазинов, без продажи этой категории многие точки можно просто закрывать. Особенно сильно ударит ограничение времени продаж и продаж в праздничные дни по сетям, условно называемым “Алкомаркеты” – хотя доля алкоголя там сейчас уже едва достигает 40%.
    • Более всего выиграют самогонщики, подпольные шинки и продавцы поддельного алкоголя – они точно ограничениям следовать не будут. Выиграют разливайки, бары и общепит с алкоголем – там продажи разрешены почти без ограничений.
    • Минздрав предлагая эти меры почти ничем не рискует. Примут точно не всё. России нужны налоги на [censored]. Поэтому ни время продаж алкоголя, ни возраст не ограничат – акцизы и налоги с водки слишком важная часть бюджета, а он всё дефицитнее и дефицитнее. Примут ограничения продаж по праздникам на усмотрение регионов – это и рычаг, и атрибут власти, чтобы местные “гаранты конституции” потешились.  Примут и ограничения на рекламу – там и так средств продвижения почти не осталось, а СМИ… а СМИ пусть живут рекламируя госпрограммы по демографии и новым формам трудоустройства.

_______________________________________

Некоторые подробности от РБК

По данным Росалкогольрегулирования, приведенным в феврале, совокупные розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, за 12 месяцев 2022 года выросли примерно на 1% год к году, до 1 млрд дал.

Сейчас в магазинах алкоголь можно приобрести в период с 8:00 до 23:00, однако регионы имеют право устанавливать более жесткие требования. Так, в Приморье алкогольные напитки нельзя купить с 22:00 до 10:00 и в некоторые праздники, в том числе День защиты детей 1 июня и День знаний 1 сентября. В Санкт-Петербурге запрет действует с 22:00 до 11:00, в Тюменской области — с 21:00 до 8:00.

В России не впервые предлагают на федеральном уровне сократить период продажи алкоголя. В 2019 году с такой инициативой выступил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Представители ОНФ заявляли, что в Минздраве поддержали идею. Опрошенные РБК депутаты Госдумы отмечали в январе 2022 года, что в России уже есть законодательство, регулирующее продажу алкоголя в определенные дни, а умеренное ограничение оборота этой продукции утром и вечером и так работает нормально. Представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) предупреждали о риске роста потребления контрафакта.

Минздрав и ранее предлагал повысить минимальный возраст, необходимый в России для покупки крепкого алкоголя, с 18 лет до 21 года. В 2019 году против выступили Минфин и Минэкономразвития. В Минфине посчитали, что мера окажется неэффективной. Минэкономразвития предупредило, что она серьезно ограничит работу магазинов, замедлит скорость обслуживания покупателей и способствует росту теневого рынка алкогольной продукции.

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4870Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий