Почему инициатива Минздрава по ограничению регулирования алкоголя не пройдёт. Точнее пройдёт не вся
Минздраву России в отсутствие пандемии нужно усилить вес. Нужны бюджеты, нужны штаты, нужна заметность на федеральном уровне. На травматическую эпидемию внимание не обратишь, но всегда есть тема, которая актуальна для России – алкоголь. Минздрав предлагает целый пакет мер по ограничению потребления алкоголя. Большинство сегодняшних публикаций называют только ограничение времени продаж и ограничение возраста продаж, но список порядочно обширнее и лучше прочесть его в изложении первоисточника
Минздрав рассматривает возможность введения новых антиалкогольных мер – РИА Новости
Отметим несколько моментов
-
- Минздрав всегда и последовательно выступает за ужесточение продаж алкоголя, выступает за ужесточение рекламы алкоголя. В этом вопросе ведомство всегда идёт в одной связке с МВД. Единственное отличие – МВД не так строго к табаку.
- Всё ещё действует аргумент, что в армию забирают раньше, чем продают алкоголь. Теперь это не просто армия, а фронт.
- Региональная вольница по ограничению продаж в праздники – это и реверанс в сторону “нового российского федерализма” – сами набираем ополчение, сами ограничиваем беспилотники, сами ограничиваем алкоголь – да, и ритейлеры будут намного лояльнее к запросам на “собрать что-то в помощь фронту”. Регионы получают ещё один рычаг. В мусульманских регионах можно лучше подсветить, как местные власти поддерживают харам.
- Всё перечисленное сильно ударит по крупным сетям ритейлеров. Алкоголь – категория на которой часто держится экономика магазинов, без продажи этой категории многие точки можно просто закрывать. Особенно сильно ударит ограничение времени продаж и продаж в праздничные дни по сетям, условно называемым “Алкомаркеты” – хотя доля алкоголя там сейчас уже едва достигает 40%.
- Более всего выиграют самогонщики, подпольные шинки и продавцы поддельного алкоголя – они точно ограничениям следовать не будут. Выиграют разливайки, бары и общепит с алкоголем – там продажи разрешены почти без ограничений.
- Минздрав предлагая эти меры почти ничем не рискует. Примут точно не всё. России нужны налоги на [censored]. Поэтому ни время продаж алкоголя, ни возраст не ограничат – акцизы и налоги с водки слишком важная часть бюджета, а он всё дефицитнее и дефицитнее. Примут ограничения продаж по праздникам на усмотрение регионов – это и рычаг, и атрибут власти, чтобы местные “гаранты конституции” потешились. Примут и ограничения на рекламу – там и так средств продвижения почти не осталось, а СМИ… а СМИ пусть живут рекламируя госпрограммы по демографии и новым формам трудоустройства.
_______________________________________
Некоторые подробности от РБК
По данным Росалкогольрегулирования, приведенным в феврале, совокупные розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, за 12 месяцев 2022 года выросли примерно на 1% год к году, до 1 млрд дал.
Сейчас в магазинах алкоголь можно приобрести в период с 8:00 до 23:00, однако регионы имеют право устанавливать более жесткие требования. Так, в Приморье алкогольные напитки нельзя купить с 22:00 до 10:00 и в некоторые праздники, в том числе День защиты детей 1 июня и День знаний 1 сентября. В Санкт-Петербурге запрет действует с 22:00 до 11:00, в Тюменской области — с 21:00 до 8:00.
В России не впервые предлагают на федеральном уровне сократить период продажи алкоголя. В 2019 году с такой инициативой выступил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Представители ОНФ заявляли, что в Минздраве поддержали идею. Опрошенные РБК депутаты Госдумы отмечали в январе 2022 года, что в России уже есть законодательство, регулирующее продажу алкоголя в определенные дни, а умеренное ограничение оборота этой продукции утром и вечером и так работает нормально. Представители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) предупреждали о риске роста потребления контрафакта.
Минздрав и ранее предлагал повысить минимальный возраст, необходимый в России для покупки крепкого алкоголя, с 18 лет до 21 года. В 2019 году против выступили Минфин и Минэкономразвития. В Минфине посчитали, что мера окажется неэффективной. Минэкономразвития предупредило, что она серьезно ограничит работу магазинов, замедлит скорость обслуживания покупателей и способствует росту теневого рынка алкогольной продукции.