Безопасность товаров ляжет на плечи маркетплейсов?

В середине июля Совет Евразийской экономической комиссии может утвердить проект, согласно которому маркетплейсы будут обязаны получать от продавцов заявления о безопасности на товары из-за рубежа, выяснил Forbes. Это может привести к росту стоимости таких товаров, а также к отказу предпринимателей поставлять их россиянам, считают в Минпромторге. По данным министерства, с января по май объем импорта трансграничной электронной торговли упал почти на 40%, несмотря на повышение порога беспошлинного ввоза.

Источник: Forbes Перепечатка

В пятницу, 15 июля, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК, включает представителей России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии) может утвердить проект, согласно которому маркетплейсы должны будут требовать с зарубежных продавцов товаров заявления о безопасности, следует из документа «Изменения, вносимые в Решение Совета ЕЭК от 18 апреля 2018 года №44» (есть у Forbes).

Согласно этому документу, на территории стран ЕЭК будет проведен эксперимент, для которого вводится временный порядок для товаров «внешней электронной торговли»: они должны будут соответствовать техническому регламенту Таможенного союза. Основная идея проекта в том, чтобы продукция, которая вводится в обращение в Китае, США и других странах, соответствовала требованиям безопасности, принятым в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), отметил источник Forbes в правительстве.

Заявление о безопасности товара должен составить иностранный продавец в электронном виде на основании «доказательственных материалов», которые должны содержать информацию о всех характеристиках, показывающих, что товар соответствует техрегламентам Таможенного союза, следует из документа. Перечень «доказательственных материалов» каждое государство определяет самостоятельно, говорится в нем. Маркетплейс должен будет разместить заявление о безопасности в разделе с информацией о характеристиках товара.

Конкретный перечень товаров, которые должны будут получать заявления о безопасности, каждое государство установит самостоятельно, отметил источник в правительстве. По словам собеседника Forbes в одном из маркетплейсов, речь идет о товарах для детей и игрушках. Источник в правительстве говорит, что товары для детей могут стать частью другого перечня, возможно, более широкого. Но государства не смогут выйти за рамки списка продукции Таможенного союза, для которого уже действуют единые принципы регулирования, отметил источник в правительстве.

Против нововведения уже выступил Минпромторг. Решение проводить эксперимент было принято на фоне растущего рынка трансграничной торговли, а в качестве базиса рассматривалась европейская модель регулирования, говорится в позиции Минпромторга к заседанию Совета ЕЭК 15 июля (Forbes ознакомился с ней). Вместе с тем рыночная конъюнктура в России существенно трансформировалась в связи с приостановлением деятельности ряда крупных иностранных маркетплейсов (ASOS, Farfetch, Etsy), экспресс-перевозчиков (DHL, TNT, FedEx, UPS), изменением логистических цепочек и нестабильностью курса, говорится в документе. В январе-мае 2022 года объем импорта трансграничной электронной торговли снизился почти на 40% (международные почтовые отправления и экспресс-грузы), несмотря на повышение порога беспошлинного ввоза, — количество отправленных посылок из-за рубежа составило около 62 млн штук, оценил Минпромторг.

В 2021 году объем интернет-торговли в России вырос на 13%, до 3,6 трлн рублей, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). На трансграничные продажи пришлось около 478,6 млрд рублей, что на 9% больше, чем годом ранее. Всего по итогам года доля e-commerce составила 9,2% в общем объеме розничных продаж.

Кроме того, по мнению Минпромторга, цель экономической стабильности заключается в том, чтобы не допустить дефицит продукции для потребителей, которые принимают на себя риски экстерриториального размещения продавца. Обязательное требование по получению иностранными продавцами сертификатов о безопасности на ряд товаров приведет к росту их стоимости, а также к отказу многих предпринимателей поставлять такую продукцию гражданам России «ввиду единичности таких посылок», считают в министерстве.

Эксперимент может привести к тому, что такие площадки, как Aliexpress, будут вынуждены удалять с сайтов большое количество продукции без заявлений о соответствии, говорит источник в правительстве. «Не все китайцы знают русский язык, поэтому непонятно, как они поймут, что им нужно загрузить куда-то заявление о соответствии. Это сложный механизм, который трудно реализовать с точки зрения бизнес-процессов, поэтому, для России это, возможно, преждевременное решение», — считает собеседник Forbes.

С этим не согласен партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель, который считает, что принятие изменений особенно важно для России, легализовавшей параллельный импорт товаров. По словам Учителя, временный порядок накладывает дополнительные обязанности именно на маркетплейсы: они должны проверять качество и безопасность предлагаемых к продаже товаров. «В предлагаемом экспериментальном режиме именно оператор электронной торговой площадки в полном объеме должен нести ответственность за безопасность товаров. Несомненно, это плюс для потребителей, когда именно торговая площадка берет на себя данную функцию в полном объеме, а не перекладывает ответственность на конкретного продавца», — отметил эксперт. В сложившихся условиях такое регулирование может стать действенным способом борьбы с контрафактом, считает он.

В AliExpress, Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркете» отказались от комментариев. В Министерстве экономики, Минпромторге и Федеральной таможенной службе не ответили на запрос Forbes.

0

Автор публикации

не в сети 14 часов

Задорожный Сергей

26
Комментарии: 1Публикации: 1875Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий