Портрет российского фриланса и самозанятости из исследования Solar Staff
Портрет российского фриланса и самозанятости из исследования Solar Staff
- Количество самозанятых граждан в 2023 году увеличилось в 6 раз по сравнению с январем 2021 года. Этот налоговый режим один самых удобных для фрилансеров, так как позволяет значительно снизить налоговую нагрузку, соответственно, все больше граждан выбирают для себя именно режим самозанятости.
- Количество фрилансеров, работающих в статусе физического лица, остается по-прежнему высоким — порядка 50% от общего числа российских фрилансеров.
- Индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в качестве фрилансеров, меньше всего, но и здесь наблюдается рост более 70%.
- 83% компаний из сферы образования, 78% из сферы финансов и 77% из сферы ритейла отметили, что их команды фрилансеров состоят из физических лиц, самозанятых и ИП. В сферах электронной коммерции и рекламы можно выделить общую тенденцию — высокая конкуренция на рынке и борьба за эффективность. Это приводит к необходимости задействовать проектных исполнителей из регионов, где стоимость труда ниже. В сфере образования также наблюдается нехватка кадров, поэтому все потребности бизнеса, которые можно закрыть без дорогого и долгого поиска в штат, закрываются проектными исполнителями.
- Наблюдается рост числа компаний, которые работают минимум с двумя категориями (налоговыми статусами) исполнителей. В 2021 году среди них было 79% компаний, в первом квартале 2023 года — 83% компаний. Аналитики Solar Staff отмечают, что все больше компаний предпочитают работать с любыми исполнителями, независимо от их налогового статуса. Это облегчает поиск нужных кадров и ускоряет создание проектов.
- Одновременно с несколькими категориями исполнителей (самозанятые, физлица, ИП) больше всего работают компании из сфер E-com/ритейл (94% компаний), финансов (94% компаний), интернет-сервисов (91% компаний).
- Релокация — один из главных драйверов роста российского рынка фриланса за последние 1,5 года. Переезжая в другие страны, специалисты выходят на локальные рынки и берут проекты от местных заказчиков. По оценке сооснователя сервиса Solar Staff, Павла Шинкаренко, до конца 2023 года около 100 000 релокантов начнут получать заказы из других стран. Соответственно, их связь с российскими заказчиками будет ослабевать, так как основное внимание фрилансеров будет направлено на выполнение задач от местных заказчиков.
- Бизнес все больше сотрудничает с фрилансерами: чаще всего это компании, работающие в сферах масс-медиа, образования, e-com/retail, финансов, рекламы, ИТ и промышленности.
Компании обращаются к проектным исполнителям по двум причинам:
- Относительно короткий горизонт планирования и менее стабильные процессы в течение последних двух лет, в связи с чем найм обходится компаниям слишком дорого.
- Привлечение фрилансеров помогает бизнесу решать разовые задачи, не перегружать штат компании и собирать команды специалистов под конкретный проект.
- Чаще всего бизнес привлекает фрилансеров на следующие задачи: менеджмент проектов, веб-дизайн, копирайтинг, маркетинг разработка, консалтинг, аналитика, контент-менеджмент.
- В 2023 году в России зарегистрировано 19 миллионов фрилансеров.