О факторах роста цен в логистике России, о том как выросли ставки и о том, что делать
Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России рассказал нашему изданию о факторах роста цен в логистике.
Логистика влияет на все сферы экономики. Товары, сырье для их производства, строительные материалы и другие материальные ценности проходят сложный путь от производства до конечного потребителя. Ключевую роль на данном маршруте играет правильно выстроенная, эффективная и, самое главное, бесперебойная логистика. Текущий год внес достаточно изменений в нашу отрасль. Среди них стремительное удорожание себестоимости логистического сервиса.
Так, при целевой инфляции ЦБ РФ на уровне 4-4,5% регулятор отмечает, что фактическая накопленная инфляция может составить 10-12%. При этом независимые аналитические агентства прогнозируют рост этого показателя до 20-26%. Уровень инфляции оказывает непосредственное влияние на увеличение себестоимости логистики.
Помимо роста цен на подвижной состав и его эксплуатацию давление на тарифы оказывает топливная составляющая. Так, в октябре средняя стоимость 1 литра ДТ составила 62,5 руб., в то время как годом ранее она была лишь 54,5 руб. – прирост составил более 15%.
Подобная ситуация наблюдается и в складском секторе, где сейчас отмечается острая нехватка вакантных площадей. В Московском регионе, например, достигнут рекордно низкий показатель доступности складских объектов – менее 0,5% при стандартном уровне для рынка около 5%. Дефицит объясняется влиянием нескольких факторов. Чтобы обеспечить растущий сегмент электронной коммерции, требуются новые складские помещения. При этом отсутствует спекулятивное строительство, а себестоимость стройки резко выросла. Все это, естественно, взвинтило ставки аренды – в Московском регионе, например, они увеличились более чем на 27% и превысили 7000 руб. за 1 кв. м. в год без учета НДС, затрат на операционную деятельность и коммунальные услуги. Год назад ставка составляла примерно 5 500 руб.
При этом самыми острыми проблемами стали нехватка и удорожание линейного персонала. Официальный показатель безработицы составляет рекордно низкие 3%. Для удержания кадров зарплаты квалифицированных «синих воротничков» увеличились в среднем на 30%. Больше всего на эти процессы повлияли динамика развития рынка электронной коммерции, отток работников-иностранцев, рост спроса со стороны ВПК и строительных компаний. Кадровый дефицит наиболее остро сказался именно на логистической отрасли. По данным кадровых агентств, соотношение количества резюме к числу вакансий в сегменте логистики составило около 2,4 (нормальным считается показатель в 5-7). Самыми востребованными сотрудниками стали водители.
Все эти факторы неминуемо ведут к удорожанию стоимости логистических услуг. По данным крупного аналитического агентства, в августе 2023 года по сравнению с уровнем августа 2022 года услуги хранения подорожали примерно на 29%, а складской обработки – на 24%.
Наиболее сильно рост логистических бюджетов ощутим в сегментах, где велика доля затрат на логистику в конечной цене товара. Например, при производстве продуктов питания. Здесь доля логистики может быть весьма существенной строкой в p&l компании, а также сказываться на стоимости продукта для конечного потребителя.
Что делать?
Безусловно, в сложившейся ситуации рынок ждет поддержки. Например, сократить сроки рассмотрения обращений к госорганам и минимизировать административные барьеры (например, для получения необходимых разрешений или лицензий), смягчить налоговое законодательство, выделять субсидии, а также помогать в сокращении кадрового дефицита.
Некоторые меры господдержки не столь очевидны, но играют значительную роль. Например, эксперимент по маркировке алкогольной продукции на таможенных складах в России, позволяет его участникам оптимизировать цепи поставок. Как следствие – стоимость доставки снижается, а объем налоговых отчислений наоборот повышается.
Кроме этого, самим участникам рынка необходимо работать над улучшением эффективности цепей поставок. Можно не только увеличивать производительность операций, сокращать потери, но и запускать бесшовные омниканальные решения. Последнее позволит уменьшить расходы на администрирование нескольких звеньев цепи поставок при наличии единого логистического провайдера, осуществляющего полное сопровождение всех операций и гарантирующего надёжность всей цепочки поставок.
____________________________________
FM Logistic — один из лидеров российского логистического рынка. Компания предоставляет полный комплекс услуг по управлению цепочкой поставок, таких как складирование, локальные и международные перевозки, копакинг и совместное производство, таможенное оформление.
На данный момент компания оперирует более 815 000 м2 складских площадей.
Сайт компании: www.fmlogistic.ru