Отповедь АКИТ Минпромторгу: сколько в России курьеров. Бонус – сравнение зарплат курьеров с учительскими
📌 Дискуссия вокруг сервисов доставки: ключевые заявления и ответы экспертов
Позиция Минпромторга
Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга, заявил, что популярность сервисов доставки создаёт значительные проблемы для экономики России:
- Число работников в доставке. Более 1,5 млн курьеров и около 500 тыс. упаковщиков и сборщиков заказов. Эти «здоровые, физически сильные люди» востребованы в других секторах экономики, таких как промышленность и торговля.
- Экономическая эффективность. Сервисы доставки, многие из которых убыточны, отвлекают трудовые ресурсы из более рентабельных и производительных секторов.
- Кадровый дефицит
В 2024 году 47% руководителей промышленных предприятий заявили о нехватке квалифицированных кадров. - Неравенство доходов
Курьеры зарабатывают 120–150 тыс. рублей в месяц, что выше зарплат университетских преподавателей. - Использование самозанятых
Сервисы доставки активно привлекают самозанятых, что снижает налоговую нагрузку и откладывает решение пенсионных вопросов.
Ответ АКИТ
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) раскритиковала заявления Минпромторга, предоставив данные для контекста:
- Доля онлайн-торговли. В общем обороте розничной торговли онлайн занимает 14,9%. В непродовольственной рознице — 24,3%, а в продуктах всего 5,4%.
- Реальное число курьеров. В России около 500 тыс. курьеров. 80% заказов в регионах покупатели предпочитают забирать самостоятельно через ПВЗ, «Почту России» или магазины.
- Инвестиции в логистику. Сервисы доставки проходят этап крупных инфраструктурных инвестиций, аналогичный развитию традиционных розничных сетей в своё время.
- Время и комфорт. Доставка даёт возможность людям экономить время и направлять его на семью, здоровье или работу.
- Интеграция онлайн и офлайн. Традиционная розница также использует онлайн-каналы и инвестирует в склады, ПВЗ и дарксторы.
Дополнительные соображения
- Отрицательные последствия дефицита кадров. В ЖКХ, туризме и других секторах также жалуются на переход сотрудников в доставку из-за более высокой зарплаты (до 110 тыс. руб. для курьеров).
- Долгосрочная выгода платформ. По оценке ВШЭ, цифровые платформы способствуют приросту ВВП на 2,7–6% к 2030 году и обеспечивают дополнительную занятость для миллионов россиян.
РБК. Подробности про то, что наговорил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов
Популярность сервисов доставки создает для экономики России серьезные проблемы — число курьеров и упаковщиков уже исчисляется миллионами, и в большинстве своем это «здоровые, физически сильные люди», которых так не хватает в других секторах экономики. Об этом заявил в ходе круглого стола
«Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.
«Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов. Может ли экономика наша себе это позволить?» — задался вопросом представитель ведомства, слова которого передает корреспондент РБК.
По словам Кузнецова, в России сейчас работают не менее полутора миллионов одних только курьеров, а также около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Все вместе они уже отучили «значительную часть потребителей… от банального навыка просто ходить по магазинам», при этом сами сервисы убыточны и их работа поддерживается за счет иных ресурсов
«То есть убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока еще секторов экономики, либо тех секторов, которые могут расти. Например, производство — сейчас идеальные условия были бы, если бы не определенные банковские вещи — для роста экономики, но не хватает трудовых ресурсов. И непроизводительный, да еще и убыточный сегмент, дотируемый кем-то, он оттягивает эти трудовые ресурсы, ухудшая экономическое положение рентабельных сегментов», — отметил представитель Минпромторга.
В 2024 году на недостаток квалифицированных кадров пожаловались 47% руководителей промышленных предприятий, опрошенных лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП). Уровень кадрового голода установил новый рекорд за всю историю опросов с 1996 года.
При этом 85% участников опроса SuperJob заявили, что в их компании ощущается кадровый голод. О том, что его нет, сказали только 11% опрошенных (еще 4% затруднились ответить).
«Сейчас дефицит кадров — это ключевая проблема в промышленности и в торговле. Богатство формируется где? Как известно из экономики — в промышленности. Как может быть, если курьер получает в Москве 120–150 тыс. руб.? Не говоря уже о том, что это больше, чем университетский профессор», — добавил чиновник.
Если не вмешаться, предупредил Кузнецов, то некоторые из пока рентабельных сегментов экономики России могут стать нерентабельными. По словам главы департамента Минпромторга, ситуацию усугубляет активное использование сервисами доставки самозанятых с полагающимися тем налоговыми льготами.
«Минус 40% налоговой нагрузки, на секундочку, и плюс оттягивание вопросов в будущем пенсий и прочее, которые придется решать, когда эти люди станут пенсионерами, кому-то придется решать. Поэтому не стоит так просто отмахиваться от вопроса тех же самозанятых. Это вопрос не просто несправедливости, а вопрос того, что влечет последствия в целом для экономики», — пояснил Кузнецов.
Отвечая на вопрос корреспондента РБК, представитель Минпромторга сказал, что самозанятость («хороший режим сам по себе») используется крупными корпорациями для подмены трудовых отношений.
Платформы и рост благосостояния
Вклад цифровых платформ в прирост ВВП России к 2030 году составит 2,7–6%, поэтому сейчас важно не «придушить» их в процессе регулирования, настаивает в свою очередь научный руководитель НИУ ВШЭ, бывший ректор Ярослав Кузьминов.
«Мы отучили от банального навыка ходить по магазинам миллионы людей. Так же как в 1992 году отучили граждан России ездить в Москву за колбасой, занимая автобусы или электрички», — отметил он.
Кузьминов отнес к преимуществам платформ то, что они позволяют обеспечить устойчивый заработок от дополнительной занятости сотням тысяч граждан в качестве самозанятых или через занятость в микро- и малом бизнесе. «По исследованиям как «Вышки», так и других агентств, у нас несколько миллионов человек получили устойчивую дополнительную занятость — прирост 20–30% к доходу на основной работе. Существенная часть повысила свое благосостояние благодаря тому, что цифровая платформа такого рода возможности предоставила — не случайного заработка в рамках традиционных социальных сетей, а постоянного заработка, когда агрегируется спрос», — рассказал он.
При этом цифровые платформы надо сравнить не с традиционными торговыми сетями, а с серым «колхозным рынком», считает Кузьминов. Он также призвал регуляторов обратить внимание на телеграм-каналы, которые предоставляют похожие предложения и не берут на себя никаких обязанностей.
В июле 2024 года зампред Совбеза России Дмитрий Медведев заявил о необходимости исправить «перекос», в результате которого инженеры в России получают меньше, чем курьеры.
«При всей важности цифровой сферы реальное производство из жизни никуда не ушло. И если у нас будет осуществляться масштабный переток людей из реального сектора в этот, для нас это может создать когда-нибудь настоящие проблемы. Которые, кстати, мы сейчас вынуждены решать в ходе специальной военной операции: когда нам не хватает работников, а курьеров с улицы или же тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем», — сказал тогда Медведев.
Ранее на то, что в условиях кадрового голода сервисы доставки оттягивают к себе дефицитную рабочую силу, жаловались представители самых разных сфер экономики.
«Число дворников уменьшилось примерно наполовину. Трудовые мигранты уходят работать курьерами. Там в два раза больше зарплата, а работа легче, чем чистить дворы и убирать мусор», — объясняла РБК исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина. О том, что курьерские службы лишают работников турбизнеса, говорил и президент Cosmos Hotel Group Александр Биба. «В среднем линейный персонал на стойке регистрации отеля получает порядка 37 тыс. руб. в месяц. Для сравнения: средняя зарплата доставщика Ozon или «Яндекса» — 100 тыс. руб.», — объяснял он в интервью РБК.
По данным исследования hh.ru, средняя зарплата курьеров на сегодняшний день составляет 110 тыс. руб. В 2023 году зарплаты курьеров выросли еще на 33% относительно 2022 года. С января по июль 2024 года прирост составил 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самой высокооплачиваемой в России вакансией для курьера является место в компании «Купер» — работникам предлагают зарплату до 202 тыс. руб. на руки, говорится в исследовании hh.ru. На такую зарплату могут претендовать курьеры с собственным автомобилем.
Отповедь АКИТ
На самом деле:
Всего в России около 500 тыс. курьеров. Их услугами пользуются в основном жители крупных городов, а в регионах 80% заказов покупатели предпочитают забирать из ПВЗ, в отделениях «Почты России» или в самих магазинах.
Сама по себе услуга получения товаров с доставкой — это возможность правильно использовать свое время, посвятив его семье, работе, своему здоровью или решению каких-либо иных задач.
Ряд сервисов доставки проходят фазу убыточности, связано это с тем, что отрасль интернет-торговли находится в стадии огромных инвестиций на развитие соответствующей логистической инфраструктуры — чтобы быть представленным в каком-либо регионе, туда надо проложить логистический путь. Фактически привлечение новых клиентов в регионах стоит примерно в 20 раз дороже, чем в Москве. Компании интернет-торговли сейчас проходят тот же путь, что и традиционные розничные сети в свое время. Появление розничной сети в регионе всегда связано с инфраструктурными вложениями.
P.S. Стоит признать тот факт, что сегодня уже нет онлайн- или офлайн-сегментов в чистом виде: у всей традиционной розницы есть собственные интернет-магазины и они также представлены на маркетплейсах. Оба канала продаж во многом используют одни и те же технологии, основываются на вполне физической недвижимости (для интернет-торговли это склады, дарксторы, ПВЗ).
РБК про то, как мало зарабатывают врачи и учителя, а не про то, как много курьеры
Медианная заработная плата курьеров за январь—ноябрь выросла на 15%, до 115,6 тыс. руб. в месяц, к ноябрю они получали больше врачей (88,4 тыс. руб.), учителей (47 тыс. руб.), а также IТ-специалистов (например, зарплата BI-аналитиков и аналитиков данных составила 114,2 тыс. руб.), следует из совместного обзора hh.ru и ПЭК (есть у РБК).
Кроме того, по уровню оплаты труда доставщики превзошли менеджеров по логистике и ВЭД (79,5 тыс. руб.), дизайнеров (70 тыс. руб.), бухгалтеров (62,3 тыс. руб.) и журналистов (50,4 тыс. руб.).
hh.ru и ПЭК связывают это с дефицитом работников служб доставки: за январь—ноябрь количество вакансий для курьеров выросло за год более чем на 36%, в то время как число резюме снизилось на 9%.
Помимо повышения заработной платы работодатели также предлагают гибкий график с возможностью самостоятельно выбирать рабочие смены, бонусы, надбавки и дополнительные социальные гарантии. Кроме того, компании расширили портрет целевого соискателя: если раньше целевыми кандидатами считались мужчины в возрасте 25-40 лет, то сейчас мужчины и женщины 18–60 лет, включая студентов и пенсионеров, говорится в обзоре.
Больше всего в курьерах нуждается логистическая отрасль: в январе—ноябре компании разместили 44,5 тыс. вакансий, ретейлеры — 21,6 тыс., IТ-компании — 14,2 тыс., поставщики услуг населению и бизнесу — 11,4 тыс. и 10,1 тыс. соответственно. Самую высокую зарплату, 150 тыс. руб., предлагают компании — поставщики услуг населению.
«Во всех этих отраслях, за исключением сегмента производства оборудования, зарплаты в январе—ноябре росли двузначными темпами, самыми высокими — на 44% — в строительном секторе. В ретейле уровень оплаты труда увеличился на 31%, в IТ — на 29%, в логистическом секторе — на 27%, в сфере услуг для населения и бизнеса — на 25 и 19% соответственно. Производители оборудования в этом году также увеличили зарплаты, но менее значительно, на 7% год к году», — отмечается в обзоре.
По данным курьерской службы для бизнеса Dalli, в России работают более 1 млн курьеров, еще требуется не менее 200 тыс. В высокий сезон, с октября до декабря, дефицит сотрудников увеличивается в несколько раз, отметила директор по персоналу ПЭК Виктория Цой.
По данным ПЭК и hh.ru, за январь—ноябрь больше всего вырос спрос на пеших доставщиков, на 98%. Спрос в сегменте автомобильных курьеров остался на уровне прошлого года.