Atlas: 35% базаров в столицах Центральной Азии могут стать современными объектами «mixed-use»

Atlas: 35% базаров в столицах Центральной Азии могут стать современными объектами «mixed-use»

 

К такому выводу пришли эксперты бюро Atlas в рамках исследовательского проекта, в периметр которого попали 147 базаров* в Алматы (Казахстан), Ташкенте (Узбекистан), Душанбе (Таджикистан) и Бишкеке (Кыргызстан). Речь идет про крытые базары районного значения, которые в международной практике чаще всего трансформируются в mixed-use объекты.

От типовых торговых центров базары выгодно отличаются широким ассортиментом фермерских продуктов, уникальными товарами от местных производителей и более неформальной атмосферой. Но усиливающаяся конкуренция со стороны супермаркетов приводит к тому, что без адаптации к условиям современной городской жизни базары будут постепенно проигрывать магазинам в борьбе за покупателей. Один из главных шагов в редевелопменте базаров — расширение сценариев посещения и комплексное благоустройство.

Как и классические торговые центры, которые предлагают посетителям услуги общепита, коворкингов, а также медицинские, развлекательные и образовательные сервисы, базары тоже должны постепенно становиться многофункциональными. Жители смогут приходить сюда не только за покупками, но и ради посещения мастер-класса, сезонного фестиваля, участия в благотворительных акциях.

С одной стороны, базары нуждаются в решениях, направленных на улучшение внутреннего и внешнего пространства, повышение качества управления и взаимодействия с покупателем. С другой, они сегодня органично вписываются в современные тренды городского развития: создание центров притяжения внутри районов, доступность и комфорт общественных пространств, подчёркивание исторической и культурной ценности места.

«В странах Центральной Азии традиционные базары продолжают занимать существенную долю розничной торговли — в среднем 20-40% от общего оборота. Например, процесс приватизации, запущенный в Узбекистане, открывает локальным и международным инвесторам широкие возможности для использования экономического и туристического потенциала базаров. Привлечь российских инвесторов может схожий опыт развития сегмента. Реконструкция московских рынков, начавшаяся в 2010-х годах, вывела основные объекты — Дорогомиловский, Усачевский, Даниловский — на новый уровень посещаемости и прибыли. Успех реконструкции базаров Центральной Азии может стать еще более впечатляющим благодаря их культурно-исторической ценности и общемировому тренду на гастротуризм», — отмечает основатель и генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова.

Базар восточный турист _

По оценкам представителей сетевых ритейлеров, в Узбекистане доля базаров в розничной торговле еще значительнее, на них приходится около 90% продуктового оборота. Но конкуренция с супермаркетами, которые появились всего пару лет назад, усиливается, особенно после пандемии. По мнению Atlas, наиболее успешно редевелопмент базаров проходит в случае, когда совпадают интересы государства и инвесторов. Яркий пример — Лондон, где владельцы рынков развивают их самостоятельно, сохраняя индивидуальный облик и специализацию каждой локации, но в рамках общих методических рекомендаций, разработанных государством и экспертами.

* Эксперты Atlas выявили их на основе анализа открытых ГИС-данных.

0

Автор публикации

не в сети 19 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 8Публикации: 4679Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий