Китай для селлеров маркетплейсов перетекает в Беларусь, Армению и Кыргызстан

Ъ опубликовал данные Модульбанка и PRO Wildberries про уменьшение платежей российских селлеров в Китай, про перетекание платежей в Беларусь, Армению и Киргизию.

 

К концу августа 2024 года доля Китая в расчетах продавцов на российских маркетплейсах сократилась до 51,1% по сравнению с 67,8% годом ранее. По данным исследования Модульбанка и PRO Wildberries, китайские банки начали ограничивать работу с российскими селлерами, опасаясь вторичных западных санкций. Это привело к увеличению сроков проверки платежей, особенно по товарам, требующим лицензий США, таким как электроника и оборудование для нефтегазовой промышленности. Однако сложности распространились и на товары повседневного спроса, такие как одежда и продукты питания. Селлеры, работающие в приграничных регионах, отмечают, что доставка товаров из Китая может занимать всего несколько часов, но переводы от китайских банков занимают до двух недель.

Несмотря на это, крупные маркетплейсы, такие как Ozon и AliExpress, заявили о росте оборота китайских селлеров. Так, в Ozon во втором квартале 2024 года оборот китайских продавцов увеличился в 2,6 раза год к году, а на AliExpress число зарубежных продавцов растет в основном за счет КНР. В то же время, в других странах СНГ наблюдается значительный рост объемов закупок. Доля товаров, закупаемых в Белоруссии, Армении и Киргизии, увеличилась в 3-5 раз, поскольку расчеты с этими странами преимущественно происходят в рублях, что устраняет риски санкций.

В то же время доля Турции в расчетах российских маркетплейсов осталась на уровне 6,7%, несмотря на аналогичные проблемы с турецкими банками. Проблемы с расчетами со странами СНГ, по словам представителя Модульбанка, отсутствуют, что подтверждается ростом объема транзакций в рублях. Также наблюдается увеличение спроса на продукцию местного производства среди российских покупателей. Так, в Wildberries сообщили, что доля товаров российского производства в общей структуре продаж составила 41,7% в первой половине 2024 года, что немного выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, увеличение объема транзакций с соседними странами не только помогает селлерам избежать сложностей с трансграничными платежами, но и создает более устойчивые и предсказуемые логистические цепочки. В исследовании Модульбанка и PRO Wildberries говорится, что наибольший рост был зафиксирован у закупок из Киргизии, которые увеличились в пять раз, в то время как Армения и Белоруссия продемонстрировали рост в три и четыре раза соответственно. Несмотря на это, совокупная доля этих стран в трансграничных платежах остается относительно невысокой: Белоруссия занимает 11,7%, Киргизия — 9,6%, Армения — 3,6% от общего объема.

По словам Светланы Годлиной, члена правления Модульбанка, одним из ключевых факторов роста закупок из стран СНГ является то, что расчеты между российскими продавцами и контрагентами из этих стран происходят в рублях. Это значительно снижает зависимость от валютных колебаний и ограничений, вызванных санкциями, что делает сотрудничество с этими странами более привлекательным для российских маркетплейсов и селлеров.

Одновременно с этим, в России продолжает расти спрос на товары местного производства. Основательница бренда DNK Russia Анна Ничкова отметила, что потребители все чаще выбирают российскую продукцию. Это подтверждают и в объединенной компании Wildberries и Russ: доля товаров российского производства на маркетплейсе за первую половину 2024 года составила 41,7%, что на несколько десятых процента больше, чем годом ранее.

0

Автор публикации

не в сети 13 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 5362Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий