Data Insight видит большое будущее в экспресс-доставке
Аналитическое агентство Data Insight опубликовало исследование, посвящённое экспресс доставке.
Интересно, что исследование было опубликовано в тот же день, когда два маркетплейса OZON и Яндекс.Маркет объявили о новых решениях для привлечения экспресс-доставкой продавцов и покупателей. Да и само исследование настойчиво говорит о большой перспективности экспресс-доставки.
Приведём несколько важных положений доклада и иллюстрации.
Понятие срочной доставки неоднородно. Сейчас на рынке представлено четыре основных типа доставки, которая носит
название срочной:
— «мгновенная» доставка (меньше чем за час), представлена в 6% магазинов,
— срочная (в течение часа – четырех), представлена в 14% магазинов,
— в тот же день (без гарантии конкретного временного интервала), представлена в 15% магазинов,
— на следующий день, представлена в 14% магазинов.
Согласно результатам опроса, проведенного летом 2021 года в рамках этого исследования, только 10% покупателей считают срочной доставку на следующий день. Почти половина (48%) опрошенных считают срочной доставку в пределах двух часов после заказа.
Согласно оценке Data Insight, в первом квартале 2021 года в тот же день было доставлено не менее 56 млн заказов.Эта оценка не включает в себя доставку готовой еды и с2с. Наиболее востребованная у потребителей товарная категория для срочной доставки — готовая еда и продукты. С ней же так или иначе связаны большинство крупных игроков. Другие товарные категории, в которых заметен спрос на срочную доставку: лекарства, техника, одежда, цветы.
Согласно результатам опроса пользователей, 37% от всех срочных заказов, сделанных за последний месяц, составляет готовая еда, еще 25% — продукты. Товары всех остальных категорий заказывают существенно реже. Срочная доставка подразумевает модели работы, которые
отличаются от организации обычной доставки. В частности, сейчас на российском рынке срочную доставку организовывают чаще всего двумя способами: через дарксторы (или другие промежуточные склады) и при помощи большого штата курьеров. У классических курьерских служб срочная доставка занимает небольшую долю.
Распространение и востребованность срочной доставки сильно различаются в зависимости от товарной категории, с которой работает магазин. Быстрее всего покупатели могут получить цветы и продукты — доставка за несколько часов есть у 81% цветочных и 62% продовольственных магазинов, а доставка в тот же день — у 95% магазинов этих двух сегментов.
Доставка из крупнейших магазинов (топ-100 российских интернет-магазинов) в среднем быстрее, чем из остальных. 57% крупных магазинов и 48% более маленьких предоставляют своим покупателям возможность получить свой заказ не позднее чем на следующий день.
Медианная стоимость самой быстрой доставки в изученных магазинах для конечного покупателя составляет 299 рублей. Разброс цен довольно большой: от 99 рублей (без учета бесплатной доставки) до 2000 рублей. Дешевле всего покупателям обходится доставка еды —
медианная стоимость доставки в этом сегменте составляет 149 рублей. Дороже всего обходится доставка крупногабарита — медианная стоимость доставки мебели составляет 590 рублей, а автозапчастей — 500 рублей.
Опрос покупателей показывает востребованность срочной доставки. Больше половины активных покупателей (тех, кто совершил хотя бы один онлайн-заказ за последний месяц) использовали в течение последнего месяца доставку в тот же день. 9% активных покупателей делали заказы в тот же день пять и более раз.
Среди причин, по которым люди пользуются срочной доставкой, выделяются две: какая-то сложная нетипичная ситуация, подразумевающая срочность, — неожиданно пришли гости, нужны лекарства, что-то сломалось (31% опрошенных) и желание скорее поесть (26%).
Также интересен (хотя и недостаточно полон) таймлайн истории развития сектора экспресс-доставки