Дмитрий Румянцев. Итоги 2021 для соцсетей в России. Новая большая тройка.

В 2020 и 2021 году мы публиковали итоги года от SMM-эксперта, эксперта в других отраслях маркетинга, организации мероприятий, сооснователя Eventologia etc Дмитрия Румянцева.

Публикуем и в этот раз тем более, что мы более чем согласны с оценкой Дмитрия жизненной силы VK. Не вполне согласны с недооценкой Facebook в России и также тревожимся блокировки “западных” соцсетей.

Дмитрий Румянцев

Ну что, все наотдыхались, алкоголь практически выветрился. Самое время подвести итоги прошедшего года, чтобы с новыми силами херачить в 2022 году. В 2021 произошло много интересного в самых разных сферах. Возможно, именно сейчас закладываются фундаментальные перемены, которые скажутся впоследствии на многих процессах.

Отдельно отмечу, что итоги субъективны, это мое особое мнение и не более. Поехали.

 

Назад в 2021. Новая большая тройка.

В прошедшем году, к моему большому сожалению, продолжилось падение ВКонтакте. Потеря аудитории стала слишком заметна. Особенно в сравнении с другими игроками. Люди просто перестали читать ленту новостей. Перестали вовлекаться в контент и комментарии. Хуже всего, что администрация перед инвесторами рисует цифры роста, делает хорошую мину при плохой игре, но, ребята, нет. Несколько раз ВКонтакте ловили на разных косвенных показателях падения. От исследования с помощью Таргет Хантера на VC до количества просмотров видео при активной рекламной кампании фестиваля. Вам надо было спасать ситуацию, а не делать VK-почту.

Да, в ВК зарегистрировано куча людей. Но многие просто заходят изредка почитать личные сообщения и переключаются на другие площадки. Я ради интереса посмотрел недавно 11-миллионный МДК. Развлекательный паблик с потенциально виральным охватом. И что там? Жалкие 200-250к просмотров на пост? И 50-100 комментариев? Посмотрите на аккаунт какой-нибудь Чекалиной в Инстаграм с ее 10 млн. подписчиков. Там одних комментариев десятки тысяч.

Меня сложно заподозрить в нелюбви к ВК. Я вырос на нем. Написал три книги о продвижении. Но в Instagram, обладая аккаунтом в почти 49к подписчиков, я получаю охват на пост только по моей аудитории до 30к человек. Минимум — 40% охват по подписчикам. И этот минимум — коммерческие публикации. Виральный охват в рекомендациях мне может добавить еще 10-15к.

Все лидеры мнений из ВКонтакте, за редкими исключениями, перебрались на другие площадки. Просто потому что это тупо эффективнее. В деньгах, влиянии, популярности. При охвате на пост в 70% от твоей аудитории цена подписчика даже по 100 рублей (а это можно просто с телефона сделать) на наших проектах рентабельна. Потому что твой контент видят. Если я ВКонтакте сделаю подписчика по 50 рублей, а мой контент видит только 10%, зачем мне это? На профессиональной конференции «Суровый Питерский SMM», зал ВКонтакте большую часть времени пустовал. Специалисты (!) предпочитали любые другие залы.

Да, здесь еще есть аудитория. Даже если 20-30 млн — это всё равно много. Да, есть часть индустрий, где ВКонтакте по-прежнему эффективен. Музыкальная, например. Это правда. Да, можно отсюда добывать много трафика. Но если бы меня спросили с какой сети сейчас начинать, то я бы ответил уже однозначно — Instagram.

И отсюда вырисовывается совершенно новая конфигурация пространства соцсетей. Если раньше перед нами была большая тройка: ВКонтакте, Instagram и Facebook, то теперь пьедестал сменился. Новая большая тройка — это Instagram, Telegram и TikTok. Со своей спецификой у каждой площадки.

TikTok превратился попросту в новый телевизор. Я сам себя ловил на том, что лента рекомендаций не даёт мне отлипнуть от телефона. Вовлечение огромное. Рост — дикий. C точки зрения развлекательного контента — это бомба. Вопрос только в одном, как там себя чувствует обычный бизнес и узконишевые проекты. Ведь нас интересуют продажи.

Охвата по подписчикам в TikTok, можно сказать, нет. Все уходит в ленту рекомендаций, а это «холодный» охват, которому продать трудно. Конверсия во много раз ниже. Надо изворачиваться, придумывать какую-то широкую тему (например, политику) и подводить к продаже своих продуктов. Непросто. Да и сам формат видео далеко не всем подходит. В общем, сложно, но реально.

Telegram тоже растет. У него какая-то своя особая атмосфера и аудитория. Такое ощущение, что все вдумчивые авторы, которые привыкли работать с текстом, из всех соцсетей перебрались именно сюда. Под НГ туда добавили реакции, есть комментарии, и их может быть море (привет, кстати, ВКонтакте который раз. В канале на 20к может быть по 70-100 комментариев. А если стимулировать, то и больше). Есть чат-боты, с помощью которых можно пилить интересные автоворонки. Внутренние платежи. Недавно появился таргет, хоть и не для простых смертных. Возможно, скоро порог входа снизится, и тогда станет веселее.

В общем, перед нами та же соцсеть, просто в мессенджере. Все проекты, которые завязаны на контент-маркетинг, могут там продвигаться. Услуги, онлайн-образование, личный бренд и т. д. Единственное, чего я пока тут не видел, это продвижение товаров. Мне кажется, для магазинов гораздо удобнее Instagram.

Я уверен, что на горизонте 3-5 лет вся основная движуха в России будет вокруг этих площадок. И бизнесу имеет смысл думать, какая из них лучше всего подходит для решения его задач. И только одно обстоятельство может спасти ВКонтакте после 2021 года. Это БАН всех «вражеских» соцсетей. К январю 2022 года такая вероятность кратно выросла.

Но об этом в следующей серии.

И это первый итог 2021 года.

0

Автор публикации

не в сети 9 часов

Задорожный Сергей

26
Комментарии: 0Публикации: 1139Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий