e-commerce Казахстана. Подробный обзор

Электронная коммерция в Казахстане продолжает развиваться, хотя и не такими быстрыми темпами, как в период пандемии. Согласно прогнозам, через два года доля онлайн-продаж составит 15% от общего объема розничной торговли в Казахстане.

 

Примечание. на 3 марта 2023 1 рос. рубль = 5,86 каз. тенге

Согласно информации международной компании по исследованию рынков Euromonitor International, объемы электронной коммерции в Казахстане за прошлый год увеличились на 20,2% и достигли 1,3 трлн тенге (без учета торговли услугами через Интернет). Это на 220,1 млрд тенге больше, чем в предыдущем году.

 

При анализе больших товарных групп становится очевидно, что ни одна из категорий не уменьшилась в продажах. Казахстанцы все больше и больше покупают товары в интернете. В прошлом году фэшн-сегмент занял значительную часть общей суммы онлайн-продаж (32,4%). Казахстанцы потратили 423,9 млрд тг (увеличение на 17%) на покупку одежды, обуви и различных аксессуаров в интернете за прошлый год. На втором месте по объему закупок бытовая техника и электроника, которые составили 27,1% общей суммы продаж. Высокотехнологичные товары были проданы на сумму 355 млрд тг, что составляет рост на 11,6%.

 

Сегмент продовольствия продемонстрировал хорошую динамику онлайн-продаж. Объем электронного фудмаркета вырос почти на треть, с 35,4 миллиардов тенге до 45,5 миллиардов тенге. Также, напитки и сигареты были куплены через интернет в гораздо большем объеме – 69,9 миллиардов тенге, что составляет увеличение на 23,3% за год.

e-commerce Казахстан 0

 

Euromonitor International оценила общий объем электронной торговли в 1,3 трлн тг. Эта сумма не включает продажу услуг через интернет.

 

Относительно данных Бюро национальной статистики АСПиР РК, уточненные показатели за 2022 год будут сформированы только в мае. Исходя из динамики продаж, можно предположить, что сумма продаж за этот период превысит 1,5 трлн тг. Это связано с тем, что в 2021 году суммарный объем электронной коммерции по всем сегментам, по данным БНС, был уже близок к этой отметке: 1,43 трлн тг.

 

e-commerce Казахстан 1

Согласно оперативной информации, можно сделать вывод, что динамика онлайн-продаж в 2022 году была примерно такой же, как в 2021 году: 20,2% (Euromonitor) и 18,1% (БНС) соответственно. С учетом взрывного роста в 2020 году, когда объемы электронной коммерции почти удвоились (на 97,5%)

 

Однако, на самом деле, такой постоянный рост является достаточным для активной консолидации этого рынка. Всего пять лет назад доля онлайн-торговли составляла лишь 2,9% от общего объема продаж, а в 2021 году она уже достигла 9,9%. Согласно прогнозам Министерства Торговли и Интеграции РК, в прошлом году удельный вес электронной торговли в розничной торговле составил 12%. Специалисты ведомства предполагают, что через три года электронная торговля уже займет 15% от общего объема продаж (стоит отметить, что это касается только розничной торговли).

 

e-commerce Казахстан 2

 

По данным экспертов консалтинговой компании PwC, более 80% электронной розничной торговли в Казахстане осуществляется через маркетплейсы. Эти данные относятся к первому полугодию 2022 года.

Аналитики Euromonitor International назвали крупнейшую торговую платформу в сегменте розничной электронной торговли в Казахстане на 2022 год – это маркетплейс Kaspi.kz. Согласно отчету компании за январь-сентябрь 2022 года, чистая прибыль этой онлайн-платформы за данный период выросла на 36% и составила 422 млрд тенге. Количество активных потребителей Kaspi.kz выросло в 8 раз по сравнению с 2021 годом.

Китайский гигант электронной коммерции Alibaba Group занял второе место в рейтинге. Третье место досталось Wildberries. Согласно отчету МТИ РК, за девять месяцев 2022 года объем продаж Wildberries в Казахстане превысил 92,4 миллиарда тенге, что составило 11,4% от общего объема розничной электронной коммерции в Казахстане. Судя по заявлениям основательницы компании, Wildberries планирует увеличить свою долю на рынке. Татьяна Бакальчук рассказала об этом министру торговли РК Серику Жумангарину в начале февраля, добавив, что компания планирует построить логистические центры не только в Алматы и Астане, но и в других регионах.

 

e-commerce Казахстан 3

По оценкам экспертов Euromonitor International, к 2023 году объем электронной торговли в мировом масштабе достигнет 10 трлн долларов США. Глобальный рынок продолжит свое развитие и трансформацию, появятся новые тенденции, а потребительское поведение на онлайн-площадках будет зависеть от экономического роста.

 

Источник: finprom.kz

0

Автор публикации

не в сети 20 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 5764Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий