Рынок франшиз в России: снижение числа торговых марок и иностранных франшиз

Количество ликвидированных торговых марок достигло рекордного максимума: обзор рынка франшиз России в 2023 от Роспатента и банка Точка

Аналитики банка Точка, опираясь на данные Роспатента, проанализировали более 800 тысяч товарных знаков, чтобы оценить текущие тренды на рынке франшиз в 2023 году. Исследование подтверждает, что динамика открытия франшиз в России остаётся положительной. Кроме того, наблюдается рост качества бизнеса и доли продаж российских франшиз по сравнению с иностранными. 

В 2023 году в России было продано более 20 тысяч франшиз. Эксперты в видеопроекте «Точки над», посвященному франшизам, считают, что вклад франчайзинга в ВВП России может составлять до 10%, и ему есть куда расти. 

Динамика продаж франшиз

Начиная с 2016 года, количество продаж новых франшиз демонстрирует среднегодовой прирост на уровне 7%. Тем не менее, несмотря на общее увеличение, последние годы показали некоторое снижение: в 2021 году было продано 21 992 франшизы, в 2022 году — 20 228, и в 2023 году — 20 025.

Особенно интересной является динамика бизнесов, открытых по договорам коммерческой концессии. С 2016 количество таких бизнесов показало устойчивый рост, год к году увеличиваясь в среднем на 14%. Так, договоры коммерческой концессии продолжают быть востребованным механизмом для расширения и развития франчайзинга в России, несмотря на общие трудности рынка.

«Сегодня российский рынок франшиз представляет собой порядка 3000 компаний, при этом в российском законодательстве до сих пор отсутствует термин «франчайзинг», что создаёт определённые сложности со сбором статистики в этом сегменте. Тем не менее, различные исследования по косвенным признакам сходятся в том, что рынок растёт на 5-10% ежегодно за последние несколько лет», – комментирует лидер направления франчайзинг в Точке Максим Фролов, в новом выпуске проекта «Точки над», посвящённому теме франчайзинга.

количество проданных франших _

 

Под проданными франшизами имеем в виду количество регистраций договоров коммерческой концессии, коммерческой субконцессии и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака

Источник: Роспатент, расчеты аналитиков Точки, данные на февраль 2024 года

 

Сокращение количества торговых марок

В 2023 году на каждую новую зарегистрированную торговую марку приходилось 37 прекращений действия существующих. Это продолжение тренда начавшегося в 2017 году, когда количество ликвидаций торговых марок впервые превысило количество регистраций. С тех пор количество действующих компаний, продающих франшизы, ежегодно уменьшается. В 2023 году было зарегистрировано всего 637 новых торговых марок, в то время как количество ликвидированных достигло 23 520.

 

регистрация и ликвидация ТМ франшиз

В исследовании необходимо учитывать, что статистика по регистрации и ликвидации торговых марок не всегда напрямую отражает динамику развития франчайзинга. Хотя количество зарегистрированных и ликвидированных торговых марок является важным индикатором активности на рынке, эти данные не связаны напрямую с успехом или неудачей франчайзинговых операций. Товарный знак с проданной на него франшизой – условно успешный знак.

Из 637 новых зарегистрированных торговых знаков в 2023 году, 239 смогли продать как минимум одну франшизу в тот год. Суммарно за 2023 год новые торговые знаки продали 510 франшиз. Из них 157 франшиз было открыто посредством договоров коммерческой концессии, принадлежащих 14 различным торговым маркам.

Долговечность: тренд на устойчивость бизнеса в условиях франчайзинга

Если 10 лет назад, в 2013 году, доля товарных знаков, зарегистрированных больше трех лет в Роспатенте составляла 73,1%, то в 2023 году – 92,4%. Бизнес живет дольше – можно сказать, что растёт его качество.

динамика доли иностранных ТМ франшиз

Иностранные франчайзеры продают всё меньше

Тренд на снижение количество проданных иностранными франчайзерами франшиз начался еще в 2021 году: так в 2021 году 84% проданных франшиз принадлежало российским франчайзерам и только 16% – зарубежным; в 2022 году соотношение было 90% на 10%.

Доля российских франчайзеров продолжает расти. В 2023 году 92% всех проданных франшиз приходится на российские компании, что свидетельствует об укреплении позиций внутренних брендов на фоне ухода иностранных игроков. В то время как доля иностранных франчайзеров снизилась до 8%.

оля проданных франшиз российские и иностранные ТМ франшиз

Учтены договоры коммерческой концессии, коммерческой субконцессии и лицензионные договора о предоставлении права на использование товарного знака

«Рост рынка франчайзинга в РФ на фоне сокращения иностранных участников в целом говорит об экономической самодостаточности: усиление импортозамещения в различных отраслях создаёт благоприятные условия для развития местных брендов. А это, в свою очередь, открывает новые возможности для предпринимателей и инвесторов», – отмечает Максим Фролов.

Анализ доли закрытых франшиз показывает изменения в структуре рынка. В 2021 году 73% ликвидаций франшиз приходилось на российских франчайзеров и 27% – на иностранных. В 2022 году соотношение составило 59% на 41%. Однако в 2023 году процент закрытых франшиз российскими франчайзерами снова увеличился до 68%, при 32% у иностранных. Это не выбивается из тренда последних десяти лет и указывает на постоянное присутствие и адаптацию иностранных франчайзеров на российском рынке.

 

доля закрытых франшиз российские и иностранные ТМ франшиз

Учтены договора коммерческой концессии, коммерческой субконцессии и лицензионные договора о предоставлении права на использование товарного знака

Источник: Роспатент, расчеты аналитиков Точки, данные на февраль 2024 года

 

Топ-10 компаний с самым большим количеством действующих франшиз

  1. Инвитро
  2. Гемотест
  3. Subway
  4. Консультант Плюс
  5. Хеликс
  6. Додо
  7. Пив&Ко
  8. 33 Пингвина
  9. Surf Coffee

 

Учтены только действующие договора коммерческой концессии, актуально на февраль 2024

 

 

Добавить комментарий