Гульфира Крок о главной проблеме категорийного менеджера в ритейле

Гульфира Крок (эксперт, консультант и преподаватель в сфере ритейла) написала текст о главной проблеме категорийного менеджера.

 

ОЧЕНЬ ЧАСТО категорийные менеджеры сильно-сильно перегружены.
Зачастую они загружены рутинной работой, выполнение которой не требует такой высокой квалификации, какая нужна для управления матрицей и ценами. Эти рутинные работы вполне мог бы выполнить менее оплачиваемый работник, например, ассистент категорийного менеджера. Но часто даже в тех сетях, где у категорийного менеджера есть помощник, он не полностью избавлен от каких-нибудь технических вопросов, и продолжает, например, ВэПэЭрить (это, кажется, вообще самая «любимая работа» всех категорийщиков). Или ведёт учёт оплат своим поставщикам. Даже встречаются сети, где категорийный менеджер занимается исправленными накладными, да.
Категорийные менеджеры часто задерживаются на работе. Вернее, я редко встречала, чтобы они реально встали и ушли домой в 18.00 часов. Это означает, что нормирование труда категорийных менеджеров имеет ошибки: большинство должны успевать хорошо выполнять свою работу за 8-часовой рабочий день при 5-дневной рабочей неделе. Если это не так, то
1) либо у вас категорийные слабые, и их надо менять/учить;
2) либо вы их перегрузили/ у вас неэффективные бизнес-процессы;
3) 1 + 2 вместе.
Они работают в режиме гипер-многозадачности: “стопицот” срочных вопросов, звонков, писем, сообщений в день по всем каналам связи, по самым разным темам – от недопоставки, планирования промо, письма о повышении цен от поставщика, срочного отчета начальству и т.п. Не удивительно, что на серьёзную, вдумчивую работу с матрицей банально не хватает времени, ну вот чтобы почитать-посмотреть про тренды, изучить отчеты по покупателям (если есть), изучить новинки конкурентов. Часто даже ежегодная разработка стратегии категории делается формально, путём заполнения “пустографки” в ppt.
ВСЁ время категорийного менеджера занято текучкой, изо дня в день, с утра до вечера – “не приходя в сознание”. И когда “прилетает” задача типа “обдумать и найти резервы для роста оборота и маржи категории”, категорийный менеджер считает, что “руководство опять хочет чего-то невыполнимого”.
За годы работы во многих сетях категорийные менеджеры настолько привыкают в работе “не поднимая головы”, что начисто утрачивают способность работать по-другому. Некоторые считают, что это норма, потому что за всю свою карьеру они другого режима работы и не встречали, даже сменив несколько компаний. При этом, как правило, на них постоянно сыплются шишки – “плохая матрица”, “плохо отжали поставщиков”, “промо неэффективное”, “слишком много остатков после промо”, “низкий сервис-левел поставщиков” и пр.
Получается замкнутый круг: с одной стороны, право руководство – да, работа не всегда эффективная. Но, с другой стороны, категорийные менеджеры ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОГУТ выполнить все поставленные задачи при том режиме работы, в котором они пребывают!
Попробую нафантазировать, что думает такой неподнимающийголовы категорийный менеджер:
– Я пашу как лошадь, не вижу семью/нет времени на развлечения
– Что они еще хотят? Какие такие “новые инструменты категорийного менеджмента”?! У меня стаж 15!!! Лет! Я знаю ВСЁ, что может сработать! Если оборот/маржа не растёт, значит, расти некуда уже! Покупательская способность падает, конкуренты сильнее нас, о каком росте маржи вообще говорить?!
– Да, щас! Им кажется, что мне делать нечего, и я за две недели стратегию категории подготовлю. А кто будет промо готовить? А переоформление договоров на новое юрлицо? А всё остальное кто будет делать?
– Ладно, сделаю, если сильно нажмут, и не удастся отложить или отменить. Только реально не знаю, как всё успеть, не хочется в выходные пахать.
И вот вроде бы хорошие категорийные менеджеры, толковые, и хотят реально развить свои категории, но не могут, потому что режим “не приходя в сознание” стирает способность придумывать, видеть возможности, уйти от шаблонов.
Эта проблема ЧАСТО затмевает все другие проблемы и мешает начать работать по-другому.
Нужна волшебная палочка, чтобы расколдовать категорийного менеджера, “разморозить” и оживить его
0

Автор публикации

32
Комментарии: 9Публикации: 4704Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий