Как российские ритейлеры работают с фудшерингом?

фудшеринг в России 1_

Что такое фудшеринг и как он работает?

Фудшеринг — это передача в руки нуждающихся пригодных для употребления и безопасных продуктов, которые оказались невостребованными по какой-то причине: подходит к концу срок годности, деформировалась упаковка и т. п.

Зачастую товары, оформленные специально к определенному празднику, например, наборы конфет или чая, могут оставаться в магазинах, если не удается продать их вовремя. Также многие пекарни продают только свежеиспеченный хлеб, который снимают с прилавков, если он не был реализован в течение дня. Однако такой хлеб остается пригодным к употреблению еще два дня.

Пока передача продуктов нуждающимся, к сожалению, обходится торговым сетям дороже утилизации, рассказывает ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «Ваш кадровый ресурс» Елена Корецкая.

Пищевые отходы являются серьезной проблемой, которая влияет не только на окружающую среду, но и на глобальную цепочку поставок продуктов питания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации США, треть всех продуктов питания, производимых в мире, теряется или выбрасывается. Чтобы решить эту проблему, различные производители продуктов питания предприняли шаги по сокращению пищевых отходов.

 

Примерно треть пищевых отходов приходится на ритейл — в том числе потому, что сейчас розничным сетям дешевле отправить продукты на утилизацию. Если отдавать их благотворительным фондам, нужно заплатить налог. Подвижки в этом направлении появились лишь недавно. Передачу продуктов на благотворительность освободили от налога на прибыль в 20%, а теперь могут убрать и НДС.

В России одной из наиболее известных фудшеринговых организаций является Всероссийский благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь», который основан в 2012 году. Если в 2021 году фонд распределил порядка 6 тыс. тонн продуктов и предметов первой необходимости стоимостью 1,2 млрд рублей, то в 2022 году банк еды «Русь» увеличил объемы помощи до 10 тыс. тонн на сумму 1,8 млрд рублей.

 

Поделись с нуждающимся

Первым крупным ритейлером, который внедрил фудшеринг, в 2021 году стал «ВкусВилл». В его программе участвуют порядка 30 магазинов, с момента запуска проекта было передано на благотворительность 150 тонн еды. Главным образом это фрукты и овощи, снятые с продажи из-за их внешнего вида. Кроме того, в рамках программы ритейлер передает мучные изделия, чай, кофе, конфеты, шоколад и другие товары.

Проект позволил эффективно использовать продукты и сокращать негативное воздействие на окружающую среду. Распределять продукты помогает АНО «Фудшеринг» — волонтеры забирают продукты для подопечных ежедневно. Бесплатно еду из «Вкусвилла» постоянно получает 2,7 тыс. человек: многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, малообеспеченные люди и бездомные.

В 2022 году «Магнит» также внедрил программу фудшеринга. С тех пор компания передала нуждающимся более 320 тонн продуктов, что помогло около 220 тыс. людям, включая одиноких пожилых, малообеспеченных, многодетных людей, а также находящихся в тяжелом положении. Ритейлер убежден, что такие действия помогают улучшить социальную обстановку и снизить уровень продовольственных потерь. «Магнит» передает более 300 видов продуктов через «Фонд продовольствия «Русь». В январе компания расширила свою программу фудшеринга, включив в нее непродовольственные товары, такие как бытовая химия, товары для дома, средства личной гигиены и другие.

С тем же фондом запустили сотрудничество в 2022 году и X5 Group. Компания поэтапно развивала пилотный проект, сейчас к нему подключены 40 «Пятёрочек» и «Перекрёстков» и два даркстора. Компания за год до окончания сроков годности передала около 13 тонн пригодных продуктов, которые распределились среди 26 тыс. людей. В части экологии также наблюдалась эффективность: в среднем списания по категории хлеба сократились на 25% с каждого участвующего магазина, а с даркстора — около 40% по передаваемым продуктам.

 

Что тормозит развитие фудшеринга в России?

 Анализ ведущих ритейлеров, таких как Х5 Group, «Магнит», «Вкусвилл», «Лента», Metro и другие, в конце 2022 года выявил основные причины замедленного развития фудшеринга в России. Во-первых, торговые сети отметили, что для них более выгодно утилизировать продукты, так как фудшеринг оценивается в 2–3,5 раза дороже из-за необходимости уплаты входящего НДС.

Во-вторых, внедрение фудшеринга требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, что влечет за собой дополнительные расходы. И, наконец, на данный момент бизнес и власти склонны воспринимать фудшеринг скорее как благотворительность, а не как инструмент замкнутой экономической системы.

В заключение, пищевые отходы являются серьезной проблемой, которая влияет на окружающую среду и глобальную цепочку поставок продуктов питания. В глобальном смысле фудшеринг сводится к созданию инфраструктуры внутри магазина для сбора продуктов с истекающим сроком годности, обучению персонала и разработке эффективной логистики для передачи продовольствия нуждающимся людям. И российские компании пока, к сожалению, даже не на середине этого пути.

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4905Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий