McDonald’s заявил об окончательном уходе из России
После 30 лет работы в России крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s объявила, что приняла окончательное решение об уходе из страны. Бизнес компании в России будет продан.
Источник: BBC
Перепечатка
Компания McDonald’s открыла свой первый ресторан быстрого обслуживания в Москве 31 января 1990 года, когда Советский Союз начал пускать западные бренды в свою экономику. Открытие того ресторана на Тверской стало своего рода символическим событием, и его закрытие – как и уход компании из России – тоже символ наступивших времен.
“Гуманитарный кризис, вызванный войной на Украине, и возрастающая непредсказуемость условий работы привели McDonald’s к выводу, что дальнейшее владение бизнесом в России более нецелесообразно и не соответствует ценностям McDonald’s”, – говорится в пресс-релизе компании.
Решение временно закрыть все свои 850 ресторанов в России и приостановить операции на российском рынке сеть быстрого питания McDonald’s приняла еще в начале марта.
“Конфликт в Украине и гуманитарный кризис в Европе причинили невыносимые страдания ни в чем не повинным людям. Мы присоединяемся ко всему миру в осуждении агрессии и насилия и молимся за мир”, – заявил тогда глава компании Криса Кемпчински.
Теперь компания запустила процесс продажи своего российского бизнеса. Предполагается, что McDonald’s продаст весь портфель ресторанов локальному покупателю, говорится в сообщении компании.
В российских представительствах компании в общей сложности работает 62 тысячи человек, на предприятиях поставщиков – еще около 100 тысяч. У McDonald’s в России сотни местных поставщиков и партнеров.
Проданные российскому покупателю рестораны больше не смогут использовать бренд и меню McDonald’s.
“Варежки” вместо бургеров?
Корпорация McDonald’s ведет переговоры с несколькими российскими компаниями, сообщает ТАСС со ссылкой на свой источник в McDonald’s.
“Есть пул российских кандидатов, со всеми ведутся переговоры. Такой была одна из просьб российских властей – чтобы новым собственником был российский предприниматель”, – сказал собеседник агентства.
“Первые рестораны под новым брендом откроются в июне”, – утверждает он. Планируется сохранить рабочие места, большинство поставщиков, сеть ресторанов и меню.
Какие названия получат привычные блюда у российского владельца бизнеса и прибавятся ли к ним новые – пока неизвестно.
В марте президент Национальной ассоциации кулинаров России Анна Жукова заявила, что члены ассоциации готовы разработать меню с технологическими картами на основе традиционных русских рецептов для использования в работе сетевых заведений общепита, которые смогли бы заменить рестораны McDonald’s.
“Гостям русской сети ресторанов быстрого питания вместо западного вредного и надоевшего многим эмба мы бы могли предложить любимую традиционную выпечку и блины (…). Например, бургеры можно заменить на “варежку” – разрезанную вдоль булочку, внутри которой кладутся разные начинки, а вместо “Кока-колы” – готовить натуральные лимонады на травах”, – говорила тогда Жукова.
Тео Леггетт, бизнес-корреспондент Би-би-си:
Когда в 1990 году McDonald’s открыла свой первый ресторан в Москве, это было глубоко символичным: чисто американский культурный феномен пускает свои корни недалеко от Красной площади, в самом сердце дряхлеющего СССР.
И вот теперь “Биг Мак” и все прочие “маки” уходят. Еще один всемирный бренд покидает страну, которую вторжение в Украину превратило в международного изгоя.
Впрочем, скептики могут отметить, что компания пришла к такому решению только после того, как столкнулась с громкой критикой в соцсетях за свою неспособность отчетливо и однозначно высказаться против войны в Украине.
Renault тоже поначалу с большой неохотой говорила о возможном отказе от серьезных инвестиций в Россию – до тех пор, пока в своем обращении к французскому парламенту президент Украины Зеленский не упомянул ее в связи с такой позицией.
Что ж, теперь обе эти компании смирились с неизбежным.
И те упоительные времена начала 1990-х, когда Россия, казалось, открывается миру навсегда, представляются теперь древней историей.
“Биг Мак” заменить можно, импортные запчасти – труднее
После начала российского вторжения в Украину крупные иностранные компании и сотни международных брендов стали сообщать о прекращении работы в России.
Многих из них сильно критиковали за нерешительность в принятии такого решения – в том числе и McDonald’s (некоторые даже призывали к бойкоту компании за то, что она не уходит из России).
Starbucks, Levi’s и Apple покинули Россию, в то время как некоторые фирмы, например, Burger King и Marks and Spencer, заявили, что не могут закрыть свои магазины или кафе из-за сложных условий договоров о франшизе.
После ухода автогиганта Renault в трудном положении оказался АвтоВАЗ. Российская компания, считают эксперты, лишится тех моделей, которые были созданы на базе автомобилей Renault и в которых было много импортных комплектующих.
Таким образом, на конвейерах АвтоВАЗа останутся две модели “Нивы”, а также “Гранта” и “Веста”. Но даже эти модели в результате придется собирать в упрощенной комплектации: замену импортными деталям можно найти, но часть функций может быть утрачена.
О том, что она уходит с российского рынка и прекращает обслуживание своих российских проектов, заявила и компания Siemens. Среди таких проектов – знаковые поезда “Сапсан”, которые ходят между Москвой и Петербургом.
Иван Гончаров (“Теремок”) об уходе Макдональдса
Макдональдс уходит из России. Но рестораны остаются и продолжат работу. Это будет эксперимент невиданного масштаба. Насколько сохранится любовь к продукту, если у него не будет любимой торговой марки, которой ты доверяешь? Картошка-фри и бургеры останутся, но вот будут ли по-прежнему самые низкие в мире цены – это большой вопрос. Будут ли работать также отлично рестораны без международного аудита, будут ли гости также любить марку без рекламы?
А если новый бренд состоится, то это конечно будет большой вызов и сигнал франчайзерам и инвесторам по всему миру.
Я гадать не хочу, да и никто не знает ответов на эти вопросы. Будущее покажет.