Новости лидеров франшиз в России. OZON объявлен победителем
Оzon продолжает лидировать в списке наиболее востребованных франшиз в стране, расширив свою сеть на 11 601 партнерских точек выдачи заказов.
Источник: Forbes Перепечатка
Совокупно сети всех участников рейтинга «30 самых выгодных франшиз» с мая 2022 по май 2023 года выросли почти на 40%. Лидерами рейтинга в своих категориях стали кибершкола KIBERone, развивающие центры IQ007 и торговая сеть Fix Price. Самой популярной франшизой в стране остается Ozon, который увеличил свою сеть доставки на 11 601 партнерский пункт выдачи заказов
В начале 2023 года в России работало 3249 брендов по франшизе — это на 5% больше, чем годом ранее. Оборот рынка франчайзинга в 2022 году вырос на 19% и достиг 2,8 трлн рублей, что связано с ростом среднего чека в сетях, как показало исследование Franshiza.ru.
С мая 2022 по май 2023 года у 30 участников рейтинга самых выгодных франшиз Forbes партнерские сети в совокупности увеличились более чем на 18 000 точек. Большей частью это заслуга маркетплейсов. У Ozon за этот период стало на 11 601 партнерский пункт выдачи заказов (ПВЗ) больше, у Wildberries — на 4970.
Восемь из 30 участников списка Forbes — образовательные проекты. Впервые вошла в рейтинг сеть музыкальных школ «Не школа»: проект начинался в 2015 году с маленького класса игры на барабанах и превратился в сеть из 190 франчайзинговых точек. Развивающие центры IQ007 и языковые школы «Полиглотики» возглавили список в категории брендов с инвестициями от 1 млн до 5 млн рублей, обогнав медицинские лаборатории.
«Спрос на франшизы медлабораторий снижается с 2022 года и сейчас упал на 20% по сравнению с 2021-м, — поясняет руково- дитель каталога Franshiza.ru Анна Рождественская. — Когда требования, связанные с тестированием на ковид, отменили, франчайзи потеряли в выручке». А дополнительное образование по-прежнему в тренде, франшизы стали более разнообразными, появились нишевые игроки: логопедические центры, обучение финансовой грамотности или хип-хоп-танцам.
Очень трудным для рынка франчайзинга был 2022 год, говорит Рождественская. Около 280 сетей в России закрылось, на 70% больше, чем в предыдущем году. У 16% участников исследования Franshiza.ru появились проблемы с логистикой, у каждого десятого — проблемы с поставками и оборудованием, 6% компаний стало сложнее получать кредиты. Самым провальным периодом для рынка стала осень, когда много контрактов сорвалось из-за мобилизации — мужчины 30–45 лет являются самыми активными покупателями франшиз. Однако к весне 2023 года рынок оживился: в марте вырос оборот сетей и увеличилось число заявок на заключение контрактов, отмечает Анна Рождественская. «Мы вышли на [тот уровень] заявок на покупку франшиз, который был до сентября 2022 года», — подтверждает Виктор Большаков, сооснователь и руководитель портала Topfranchise.ru. Возвращаются развлекательные франшизы, предприниматели активно интересуются сетями распродаж, кофейнями и магазинами у дома, поясняет он.
Среди новичков рейтинга Forbes — киберспортивные клубы Colizeum: за год у бренда открылось 112 новых партнерских точек и ни одной не закрылось. В список также впервые вошла сеть МПР («Магазин постоянных распродаж»), торгующая товарами для дома. За пять лет под вывеской МПР открылось 455 магазинов. «В этом году мы наблюдаем огромный спрос на табачные магазины и вейп-шопы, также продолжается тренд на взрывной рост сетей пунктов выдачи заказов», — говорит Большаков.
«Сейчас увеличивается доля маленьких форматов со стартовыми вложениями до 1–1,5 млн рублей, предприниматели стараются обходиться без кредитов», — рассказывает Рождественская. И такие проекты, по ее словам, лучше пережили минувший год, чем франчайзи с инвестициями от 2 млн до 8 млн рублей, которые использовали заемные деньги для запуска.
Эксперты отмечают увеличение интереса к сервисам по ремонту техники, обуви и одежды, появились даже новые виды франшиз — реставрация обуви и аксессуаров.
А вот спрос на магазины продуктовой розницы в 2023 году сократился на 15% по сравнению c прошлым годом, по данным Franshiza.ru. С середины 2022 года стабильно востребованы концепции фастфуда, на 18% выросла популярность франшиз, связанных с торговлей автозапчастями.
В последние годы партнерские сети активно развивались в малых городах, но сейчас тренд изменился: 72% покупателей франшиз живет в городах-миллионниках и только 19% — в малых городах, по данным Franshiza.ru. «Небольшие города больше пострадали из-за мобилизации и падения доходов населения, а предприниматели мегаполисов оказались гораздо стрессоустойчивее», — уточняет Рождественская.
Как мы считали
Лонг-лист рейтинга основан на данных порталов по франчайзингу, мнениях экспертов и базе Forbes. Срок существования франшизы — не менее трех лет (запуск не позднее 2020 года). Сведения о выручке, числе своих и партнерских точек нам предоставили сами участники. Мы оценивали франшизы по пяти критериям: средней годовой выручке одной точки, ROI — ко- эффициенту доходности или убыточности бизнеса, сроку окупаемости, рентабельности и количественному приросту партнерской сети c мая 2022 по май 2023 года — учитывалась разница открытых и закрытых точек.
Если участники рейтинга сообщали данные о минимальных и максимальных стартовых вложениях, для расчетов мы использовали усредненный показатель. Предоставленные нам сведения о прибыли одной точки или декларируемой рентабельности в процентах мы пересчитали в денежном выражении. В списке 30 компаний они сгруппированы по объему инвестиций на открытие одной точки и ранжированы с учетом собранной информации.
30 самых выгодных франшиз в России — 2023. Рейтинг Forbes