Ozon вводит децентрализованную модель доставки в маркетплейсе. Пока эксперимент
В свою очередь продавец хранит товары, собирает заказы и обеспечивает их доставку до покупателя самостоятельно или с помощью логистических партнеров, которых выбирает сам.
Инновация новой модели заключается в том, что продавец может управлять товарными остатками и настраивать логистику для нескольких складов одновременно, в рамках одного личного кабинета.
Первая тестовая группа появилась в конце ноября, сейчас проходит набор в новые пилотные группы. Часть из них заработает в декабре, часть — в январе 2021 года.
Ozon хочет привлечь к эксперименту несколько сотен продавцов из разных регионов с разными категориями товаров, чтобы в рамках пилота протестировать как можно больше нюансов работы.
Чтобы присоединиться к тестированию, необходимо пройти небольшой опрос о текущей логистике и товарных категориях продавца. Далее Ozon будет формировать из участников опроса пилотные группы и последовательно запускать их в тест.
В эксперименте могут участвовать и те, кто ещё не продаёт на площадке, и существующие продавцы Ozon, которые работают по схемам FBO (работа со склада Ozon) и FBS (работа с собственного склада).
Последние могут продолжить продавать текущий ассортимент по существующим схемам, а новыми категориями товаров поучаствовать в тесте. В рамках эксперимента селлер платит площадке только комиссию непосредственно за продажу товара.
По модели «Доставка силами продавца» удобно возить покупателям очень объемные товары и товары, которые требуют особой транспортировки (например, пиротехнику). Также, схема хорошо подойдет предпринимателям из отдаленных регионов, где у Ozon пока нет разветвленной сети точек приема собранных заказов.
Наше мнение
Модель может быть до крайности продуктивной.
- Она хороша для крупных ритейлеров, которые могут использовать Ozon только как канал продаж. Дальше работает собственная логистика, сокращаются сроки, можно даже снизить цену.
- Она хороша для региональных мерчантов, которым централизованная доставка через Ozon увеличивает сроки доставки, да и на расходах они смогут сэкономить.
- Хороша логистам, которые не были вовлечены в цепочки Озона, и которые (логисты, а не цепочки) могут заработать (денег).
Риски
- Сильно (особенно в начале) прибавится неразберихи. Самому Озону, покупателям и ПВЗ Озона. Последнее в том случае, если они будут указаны как возможный финальный вариант доставки.
- Если глубокобрендированные точки не будут финальным вариантом доставки, то они потеряют траффик и скажут много тёплых слов по поводу того, зачем они опять поверили в добро.
- Неопытные мерчанты могут собрать весь набор “граблей” при поиске и подключении логистов.