Предустановленное приложение Wildberries. Уже нельзя не писать
История с инициативой предустановки приложений российского онлайн-ритейлера на гаджеты россиян казалось пошла на спад после письма АКИТ и общего противодействия онлайн-ритейлеров, но тут из тумана Торгово-промышленная палата (ТПП) России с поддержкой этой совершенно лоббистской меры. И письмо #главныйаналитик Алексея Петровского от 1 октября уже совершенно не кажется борьбой с неактуальной темой.
Но начнём по порядку.
Когда первый раз прозвучала инициатива добавить в список обязательных для предустановки на гаджеты от мобильников до смарт-телевизоров ещё и приложения для онлайн-покупок мне показалось, что это ещё одна из многих совершенно заурядных инициатив, которые закончатся ничем. По двум причинам. Первая – неужели покупатели сами не в состоянии разобраться где и как они хотят покупать. Вторая причина в том, что эти онлайн-продавцы никогда не договорятся, кто именно разместится на заветном экране мобилы. По этим причинам мы даже и не писали ничего на эту тему. Уж казалось бы хотя бы эта новость должна благополучно сойти на нет.
Не тут то было. Даже АКИТ, ассоциация, которая плотно работает с крупными онлайн-ритейлерами написала письмо о вреде данной инициативы.
Во избежание скверного пересказа мы приведём текст РБК, который подробно описал и суть предложения и аргументы АКИТа
Игроки российского рынка интернет-торговли пожаловались на правила предустановки отечественных приложений на гаджеты. Соответствующее письмо АКИТ (Ассоциация компаний, формирующих более 60% объема российского рынка интернет-торговли) направила зампредседателю правительства Дмитрию Чернышенко. Обращение есть у РБК, его подлинность подтвердил один из крупных участников российской интернет-торговли.
С апреля на всех гаджетах, ввезенных в Россию, производитель обязан предустанавливать отечественные программы. Перечень программ определяет Минцифры. Сейчас правительство рассматривает постановление, которое сделает обязательным предварительную установку программ для приобретения товаров дистанционным способом (с маркетплейсов). Производители будут предустанавливать приложение единственной компании (или двух компаний, если разница между количеством пользователей их мобильных приложений менее 5%).
«Проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создает искусственные преференции отдельному игроку», — считают в АКИТ.
В ассоциации отметили, что доля зарубежных компаний на рынке интернет-торговли в России составляет не более 14%. Приложения зарубежных интернет-магазинов предустанавливаются на коммерческой основе, а не на безвозмездной.
В АКИТ указали, что постановление таким образом не решает свою ключевую задачу — поддержку российских компаний в борьбе с иностранными конкурентами, а только играет на руку конкретному маркетплейсу. «Предустановка фактически является финансовой мерой поддержки на маркетинговые расходы для конкретного хозяйствующего субъекта», — говорится в письме.
АКИТ уточнила, что затраты на коммерческую предустановку одного приложения на 32,5 млн устройств, ежегодно продаваемых в России, могут составлять свыше 1,6–2,2 млрд руб. при цене предустановки одного приложения на одно устройство от €0,6 до €0,8.
Ассоциация добавила, что предустановка одного или двух маркетплейсов нивелирует инвестиции других игроков рынка в повышение качества сервиса и развитие инфраструктуры.
«Хотелось бы отметить, что предустановка уже привела к искажению конкуренции на рынке интернет-торговли. Так, компании, получившие право на предустановку своих приложений, предустанавливают «супераппы», содержащие функции других сегментов рынка, таким образом получая необоснованные преимущества. Текущий проект постановления еще больше может усугубить дисбаланс в конкуренции, в том числе между интернет-магазинам», — резюмировала АКИТ.
Президент АКИТ Артем Соколов сообщил РБК, что ассоциация не поддерживает подход с выделением отдельных игроков онлайн-торговли. «Сегодня у нас отличный высококонкурентный рынок качественных сервисов, где компании соревнуются друг с другом не только своими приложениями, но скоростью доставки, географией покрытия, программами лояльности. И этот баланс нарушать нельзя, именно благодаря конкуренции появляются новые сервисы. <…> Только клиент, а не государство может решать, кого он выберет», — пояснил он.
По словам Соколова, сегодня в России доля электронной коммерции в торговом обороте составляет только 8,5%, тогда как на развитых рынках этот показатель достиг 30%.
«Смысл предустановки приложений заключается в том, чтоб предоставить конкурентные преимущества отечественным производителям ПО по сравнению с иностранными, — сказал РБК Сергей Лебедев, вице-президент по связям с государственными органами «AliExpress Россия». — В отрасли электронной коммерции более 80% рынка занимают именно российские компании. Включение в предустановку одного российского предложения дает компании, владеющей этим приложением, серьезное конкурентное преимущество перед другими отечественными игроками. Это нарушает принципы свободы конкуренции и свободы торговли. Кроме того, наличие такого приложения в предустановках в текущем году автоматически обеспечит его лидерство по установленным критериям выбора и в следующем году».
Сергей Беляков, управляющий директор Ozon, заявил РБК, что предустановка какого-либо ПО в принципе может создать искусственные преимущества, а это обесценивает инвестиции игроков в развитие высококонкурентного рынка и подрывает основы конкуренции.
В Wildberries отметили, что «на различных этапах согласования инициативу блокируют участники с выраженным конфликтом интересов, которые или не хотят участвовать в открытом конкурсе из-за страха поражения, или же не могут из-за иностранных владельцев бизнеса».
С 1 апреля в России вступил в силу закон, согласно которому на каждый ввезенный в страну гаджет производитель обязан предустанавливать отечественные программы. Приложения для установки были выбраны Минцифры. По словам представителя ведомства, им направили около 100 заявок. В итоге перечень включили 16 российских приложений, в основном от «Яндекса» и Mail.ru.
Отдельные производители начали предустановку приложений раньше. Так, компания Samsung в марте стала устанавливать на смартфоны неудаляемые отечественные приложения, объяснив это опубликованным законом. Минцифры в конце апреля разработало проект поправок, по которому производители должны обеспечить возможность удаления всех предустановленных приложений.
В сентябре стало известно о еще одном проекте поправок Минцифры, который расширяет список отечественных приложений для предустановки. Как писала газета «Известия», ссылаясь на документ, в перечень могут добавить четыре приложения, в том числе онлайн-магазин. Обязательные ПО будут выбираться Минцифры по принципу их популярности на основе ежегодного рейтинга, проводимого ведомством. Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян сообщил, что появление обязательного приложения интернет-торговли может негативно повлиять на конкуренцию в этом сегменте. По его мнению, в России большое количество интернет-магазинов, поэтому выделять только один — некорректно.
Другим противником инициативе выступила рабочая группа “регуляторной гильотины”, ФАС и РАТЭК
Источник: “Известия”
О том, что рабочая группа по «регуляторной гильотине» в сфере торговли выступила против предустановки отечественных маркетплейсов на гаджеты, рассказал ее сопредседатель Сергей Беляков. Он отметил, что протокол с решением вскоре направят в департамент регуляторной политики аппарата правительства. Также бумаги получит Минцифры, где разработали проект, в котором предложено предустанавливать на электронику программы для приобретения товаров дистанционным способом. Окончательное решение по инициативе министерства цифрового развития могут принять на базе правительства либо разработчик сам внесет поправки в проект, добавил эксперт.
Сергей Беляков пояснил: по мнению участников рабочей группы, это предложение Минцифры создает преференции для одного или нескольких игроков на рынке с высокой конкуренцией. Предустановка маркетплейса — искусственное преимущество для компании, чьи конкуренты будут сдержаны, если их приложения не попадут на гаджеты, сказал специалист. Очевидно, что такой подход не выглядит справедливым, подытожил Сергей Беляков.
— Мы оценили и международный опыт: маркетплейсы могут устанавливать свои приложения на гаджеты, но делают это на коммерческой основе, — сказал эксперт. — Сейчас у пользователей не возникает проблем с установкой приложений маркетплейсов на смартфоны, люди сами выбирают те сервисы, которые им удобны.
Против обязательной предустановки приложений маркетплейсов на гаджеты выступила и рабочая группа в сфере связи и информационных технологий, рассказал «Известиям» ее участник, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения РФ Михаил Силин.
— Изначально закон о предустановке преследовал цель сделать приложения российских разработчиков более конкурентоспособными по сравнению с продуктами и сервисами зарубежных компаний, — отметил он. — Однако, как сочло большинство участников группы, в случае с маркетплейсами об усилении конкуренции речи не идет. Такое новшество, наоборот, может дать неоправданные преференции одному.
Предложение предустанавливать маркетплейс похоже на недобросовестную попытку добиться конкурентного преимущества, сказал «Известиям» представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов.
— Предустановка — это важнейший канал распространения приложений, — подчеркнули «Известиям» в антимонопольной службе. — Предоставление такой возможности обеспечивает участнику или нескольким участникам рынка существенное конкурентное преимущество. Поэтому ФАС считает необходимым проработать проект постановления с учетом предложений и замечаний всех органов исполнительной власти.
В Минпромторге также ждут документ на согласование, сказали «Известиям» в ведомстве. Там согласны, что предустановка маркетплейсов влияет на рынок.
На смартфонах есть предустановленные иностранные аналоги, сказали «Известиям» в Wildberries (компанию называют главным претендентом на предустановку ПО). Например, Aliexpress установлен на популярных моделях смартфонов, уточнил представитель ритейлера. В компании уверены, что в предустановке должен быть представлен весь перечень приложений: от мессенджеров и поисковиков до онлайн-магазинов, так как последние не только пользуются широкой популярностью у потребителей, но и вносят значительный вклад в экономику страны.
Речь идет о русскоязычном приложении AliExpress на гаджетах Huawei, Honor, Xiaomi и Vivo. Оно установлено на них на коммерческой основе, сказал «Известиям» вице-президент по связям с госорганами российского офиса компании Сергей Лебедев. По его словам, любое приложение может быть предустановлено в телефон, стоимость варьируется от 60 до 80 центов за одно устройство. У ритейлера были договоры с Samsung, Huawei, Honor, Xiaomi на установку глобального приложения, но в ноябре 2020 года их расторгли, добавил представитель AliExpress Россия.
Далее мы несколько нарушим хронологию и расскажем о неожиданной поддержке инициативе по предустановке со стороны Торгово-промышленной палаты (ТПП) России
цитируем по ТАСС
“Торгово-промышленная палата (ТПП) России предложила включать отечественные маркетплейсы в список предустановленных на гаджеты приложений. Об этом говорится в письме главы ТПП РФ Сергея Катырина в адрес вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
“Посредством маркетплейсов свою продукцию реализуют более 50% российских предпринимателей и осуществляют покупки свыше 60 млн российских потребителей. Несмотря на популярность отечественных площадок у российского потребителя, их доля на мировом рынке крайне мала: на российских онлайн-ретейлеров приходится всего 1% глобального рынка e-commerce. В основном доминируют иностранные сервисы (шести крупным компаниям из KHP и США принадлежат 63% мирового оборота онлайн-торговли). При этом сервисы российского происхождения не имеют доступа к предварительной установке на мобильные устройства, в то время как иностранные аналоги предустанавливаются на устройствах производителей Huawei, Xiaomi и Honor”, – говорится в письме, копия которого имеется в распоряжении ТАСС.
По мнению экспертов TПП России, импортозамещение иностранных приложений-маркетплейсов пропорционально повысит конкурентоспособность российских предпринимателей, реализующих продукцию через отечественные площадки. Кроме того, предустановка маркетплейсов станет “дополнительным драйвером развития малых и средних предприятий, экспорта российской продукции, будет способствовать росту инвестиций в торговую и логистическую инфраструктуру, повысит вовлеченность малого и среднего бизнеса в цифровое пространство”, отметил в своем письме Катырин.”
Новость о такой поддержке даже несколько парадоксальна, ведь предыдущий глава АКИТ Алексей Фёдоров, теперь работающий и в ТПП, казалось сохранял крепкие связи с АКИТ. Ан нет
После такого хода от Wildberries кажущаяся абсолютно противоконкурентной мера снова требует обсуждения.
По этой простой причине публикуем
Письмо Алексея Петровского в правительство Российской Федерации от 1 октября
Исх 003-ПравРФ от 01.10.2021
Пресса: в Минцифре РФ предложено 4 новые категории для предустановки на смартфоны россиян, в одной из которых попадают и “маркетплейсы” (Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, Алиэкспресс России).
При этом у экспертов и игроков рынка возникает опасения: с коммерческой точки зрения, попадание на экраны смартфонов потребителей обходится онлайн-магазинам от 500 до 5 тыс рублей (с медианным значением 2 тыс рублей) за установку.
Около 30 млн смартфонов продаётся в России в год.
С точки зрения конкуренции, попавшему в такой канал дистрибьюции игроку рынка будут оказаны преференции до 30 млн смартфонов * 2 тыс рублей = 60 млрд рублей.
При типовых маркетинговых расчётах, 60 млрд руб. при ДРР в 5% (ДРР или “доля рекламных расходов от оборота”; или 1 руб. на маркетинг приводит на 20 рублей продаж) сопоставимо с генерацией 1.2 трлн рублей экономического эффекта на одного игрока.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2020 году на онлайн-продажи пришлось 3,9% оборота розничной торговли в РФ против 2% в 2019-м. Таким образом, ВЕСЬ рынок онлайн торговли можно оценить в: 33.6 трлн рублей (Росстат, вся розница) * 3.9% (доля онлайн продаж) = 1.3 трлн рублей (в 2020 году), что сопоставимо с экономическим эффектом для такого игрока.
По данным независимых инструментов измерения трафика (Semrush, SimilarWeb) к-во уникальных посетителей на топ онлайн-площадки в месяц сопоставимы с количество планируемым к установке по проекту МинЦифры. Количество уникальных посетителей меняются сезонно, как и сам лидер.
Производилась ли ОРВ (оценка регулирующего воздействия) для предложенного Минцифрой проекта? Какие критерии отбора игрока? Какая позиция Минпромторга?