Розничный онлайн-импорт в Россию. Исследование от Data Insight и GBS
В 2023 году объем продаж розничного онлайн-импорта в России составил 313 миллиардов рублей – 3,96% от объема продаж внутрироссийской онлайн-торговли. Число заказов достигло 174 миллионов штук, что составляет 3.38% от общего числа посылок в российской электронной коммерции. Data Insight и GBS
Источник: DI
В КАКИХ СТРАНАХ ПОКУПАЮТ?
- По нашей оценке, в 2023 году доля китайских заказов в Россию составила 171 миллион штук, что составляет около 98% от общего числа заказов онлайн-импорта.В рублях доля китайских заказов достигла 282 миллиардов рублей, что составляет около 90% от всей суммы заказов онлайн-импорта;
- По мнению опрошенных нами покупателей из России, Китай является абсолютным лидером среди стран, поставляющих товары в Россию через онлайн-импорт, занимая долю 79% от общего числа доставок. Турция и Германия следуют за ним с долей около 16% и 10%. У Соединённых Штатов – 10%. Другие страны, включая Казахстан и Южную Корею, также заметно присутствуют в этом списке с долей около 9%.
То есть покупатели говорят, что они много где покупают, но в реальности большинство покупает в Китае. “Машина может быть любого цвета, при условии, что она чёрная”
КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ РОЗНИЧНОГО ОНЛАЙН-ИМПОРТА
1. Интернет-ритейлеры и маркетплейсы с кроссбордерной полкой
- AliExpress. Это самый важный игрок в онлайн-импорте в Россию в настоящий момент по числу заказов и сумме выручки;
- Ozon Global. Часть крупного российского маркетплейса Ozon, специализирующаяся на трансграничных покупках. Самый успешный российский пример развития кроссбордерной полки на российских онлайн-площадках;
- Joom. Онлайн-платформа, предлагающая товары из различных стран. Традиционно высока доля китайских заказов, но площадка постоянно работает над расширением географии.
2. Мейлфорвардеры с витриной
- Cdek.Shopping. Самый успешный пример мейлфорвардера с витриной товаров с возможностью покупок из Китая, ОАЭ, Турции и других стран;
- Brandly. Онлайн-платформа, предоставляющая широкий выбор иностранных брендов и товаров, доступных для заказа из России;
- Shopotam. Мейлфорвардер с витриной, упрощающий процесс покупки и доставки товаров из-за границы;
- Usmall. Комбинирует функции мейлфорвардера и интернет-магазина, предлагая товары из различных стран с удобной платформой для российских пользователей.
3. Мейлфорвардеры без витрины
Компании типа BXB, Qwintry (Бандеролька), и Litemf.cоm и другие. Эти сервисы покупают товары за границей по указанию потребителя и занимаются их доставкой в Россию.
4. Брокеры и серые посредники
Включают группы в соцсетях, чаты и перепродавцов, например, на платформе Авито. Эти игроки предлагают доступ к эксклюзивным или редко доступным товарам, часто без необходимости совершения международных покупок и сложностей, связанных с международными платежами и доставкой.
5. Сервисы по созданию кроссбордерной полки и таможенные брокеры
- GBS. Сервис добавления на витрину товаров из-за рубежа под ключ, для магазинов и маркетплейсов (включая таможенные услуги);
- Юнитрейд. Специализируется на таможенном оформлении и консультациях по вопросам внешней торговли;
- Танаис Экспресс. Таможенный брокер, оказывающий широкий спектр услуг по растаможиванию товаров.
Логистические компании и транспортные операторы, работающие в сфере кроссбордера в России
- Почта России
- GBS. Международная логистика и таможенное оформление; сервис по созданию кроссбордерной полки
- СДЭК (последние несколько лет постоянно увеличивает свою долю доставки онлайн-импорта за счет посылок AliExpress Russia и Cdek.Shopping)
- «Цайняо» (Cainiao). Логистическая платформа Alibaba, обеспечивающая транспортировку товаров и доставку через сеть постаматов
- Boxberry
- 5Post (cлужба доставки от X5 Retail Group)
- Деловые Линии, ПЭК, и КИТ (играют большую роль в магистральной доставке трансграничных отправлений)
ПОТРЕБИТЕЛИ
- Материальное положение. 40% респондентов, по данным ВЦИОМ, ощутили ухудшение своего финансового состояния за прошедший год, в то время как у 24% опрошенных ситуация улучшилась. Большинство (72%) ожидают рост цен в ближайшие 1–2 месяца, что может привести к потребности в экономии и поиске более доступных товаров.
- Поведение потребителей. Большинство потребителей онлайн-импорта покупают товары для личного использования, и делают это не впервые. Для 86% опрошенных онлайн-покупки за рубежом не являются новинкой; 58% совершили три и более покупки за последние шесть месяцев. Большинство заказов (65%) содержали не более двух предметов.
- Доставка. 75% респондентов сообщили о бесплатной доставке своего последнего заказа. Основным методом доставки были службы доставки, такие как Почта России или СДЭК.
- Оплата. Подавляющее большинство (68%) использовали российские банковские карты для своей последней покупки из зарубежных интернет-магазинов, что указывает на доступность традиционных методов оплаты для кроссбордерных покупок.
- Проблемы. Опрос Data Insight показал, что основной проблемой для тех, кто сократил свои кроссбордерные покупки, являются сложности с доставкой, включая более длительные сроки ожидания и более высокую стоимость доставки. Такой ответ дали 31% респондентов.