Обзор ювелирного e-commerce от АКИТ и Sokolov
Ассоциация интернет-торговли (АИТ) вместе с ювелирным брендом Sokolov провели исследование, посвященное трем годам легализации электронной ювелирной коммерции в России.
В декабре 2019 года постановлением правительства в России была разрешена онлайн-продажа «ювелирных изделий из драгоценных металлов и сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом». По данным АКИТ, онлайн-продажи в общем объеме ювелирного рынка в денежном его выражении достигли 13% уже в 2020 году, в 2021 — возросли до 17%, а по итогам 2022 года достигают 19% от совокупного объема рынка ювелирной розницы (301 млрд рублей).
На платформе “Яндекс Взгляд” был проведен онлайн-опрос среди жителей крупных городов России, старше 18 лет. В опросе приняли участие 3000 человек, как мужчины, так и женщины. Оказалось, что 20% опрошенных в 2022 году купили украшения в интернете, хотя бы один раз. Этот показатель значительно вырос по сравнению с прошлым годом, когда он составлял всего 14%. Стоит отметить, что большее увеличение покупок украшений в онлайне произошло среди покупателей старше 45 лет – их доля увеличилась с 10% до 15% всех участников опроса. Кроме того, доля мужчин, которые делают покупки в интернете, увеличилась на 3% и достигла 55%.
Наблюдается заметный рост как объема, так и частоты покупок украшений из серебра с различными вставками или без них, а также из золота без вставок. По структуре покупок заметно увеличилось количество украшений, стоимостью до 10 тысяч рублей (78% против 73% годом ранее), что указывает на повышенный интерес к более доступным по цене изделиям.
Согласно проведенному опросу, женщины в большей степени предпочитают покупать серьги через интернет (48%). Это объясняется тем, что серьги являются наиболее универсальным типом украшений по размеру и форме, что облегчает их выбор при онлайн-шопинге. С другой стороны, мужчины чаще покупают кольца (28%) и цепочки (27%) через интернет. Однако, когда речь заходит об обручальных кольцах, всего лишь 3% опрошенных признались в том, что они приобрели их онлайн.
Доля людей, приобретающих ювелирные украшения на маркетплейсах, увеличилась до 52% среди всех, кто приобретал такие изделия онлайн в период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года. В прошлом году эта цифра составляла 42% опрошенных. Рост этого показателя в основном связан с растущей популярностью маркетплейсов Ozon и WB, которые показали прирост на 3% каждый.
Поскольку доля продаж через маркетплейсы увеличивается, пункты выдачи становятся более популярным вариантом для получения товара во всех городах независимо от стоимости покупки, что подтверждается 53% участниками опроса. Ответы на вопрос о предпочитаемом способе доставки интернет-заказов также указывают на доставку в ювелирный магазин (29%), а 16% выбирают курьерскую доставку.
Большинство покупок ювелирных украшений (52%) осуществляется через маркетплейсы, а 40% покупателей предпочитают посещать сайты и магазины ювелирных компаний. В то же время, всего 6% опрошенных выбирают социальные сети и площадки объявлений для покупки украшений. Независимо от пола, подавляющее большинство респондентов (96%) остались довольны своими покупками ювелирных изделий. В 2021 году показатель удовлетворенности оставался на том же высоком уровне.