Анонимные рассуждения о заинтересованности Сбера в некотором приобретении
Автор одного из телеграм-каналов опубликовал, а затем удалил текст о возможной заинтересованности Сбера в приобретении известного игрока электронной коммерции Goods. Мнение это можно было бы считать плодом досужего вымысла, если бы автор не пользовался порядочным авторитетом в ритейле. UPD внизу
“В то время пока Яндекс хочет стать Банком, Сбер хочет стать Яндексом.
- После того, как произошел развод со Сбером и сорвалась сделка с Тиньковым, Яндекс не перестал искать возможность выйти на рынок финансов. Это вполне логично, информационные технологии именно сейчас меняют финансовый розничный рынок. Это прежде всего обмен деньгами, кредитование и личные инвестиции. И именно тут лежит самая очевидная монетизация от информационных технологий. Яндексу нельзя оставаться в стороне.
- По рынку ходят упорные слухи, что в 2021 году Яндекс получит банковскую лицензию. На мой взгляд вероятней, что он все же прикупит какой-то существующий банк, вопрос только какой?
- Сбер является как раз основным игроком на рынке розничных финансов и если информационные компании отберут часть рынке себе, то именно у него.
- Чтобы не допустить этого, выбрана весьма спорная стратегия. Вместо того чтобы прокачать на недосягаемую высоту сервис по переводу денег, кредитованию и личным инвестициям, Сбер решил сам стать информационной компанией. Но как в том анекдоте, “У носорога плохое зрение, но при его массе – это не его проблема”, Сбер может позволить себе любую стратегию.
- На пути в мир информационных компаний, он уже оттанцевал половину рынка. Не ужился с Яндексом, не договорился с Озоном, купил “Рамблер” и вот теперь ходят слухи о покупке “МВидео”.
- Зачем МВидео Сберу не совсем понятно, скорее всего речь про “маркетплейс” Goods, который является дочерней компаний МВидео. Возможно именно на базе него и будет строиться торговая часть экосистемы Сбера.
- Лично я не верю в “экосистемы” и “маркетплейсы”, людям нужен хороший сервис, много разнообразного товара хорошего качества и желательно дешево. А вот в одном это месте или в разных – без разницы. Где лучше, туда и пойдут. Благо информационные технологии упрощают этот путь.
- Более того, люди подсознательно боятся монополизма и правильно делают. Тем более, что не нужно забывать о том, что Сбер все же государственный банк. Греф несомненно большой молодец, но разве кто-то удивится, если завтра выйдет сообщение, что в Сбер назначен новый молодой управленец с “более правильной родословной”? Да и вообще, банки довольно специальный рыночный субъект, весьма спорна сама возможность того, чтобы участник финансового рынка играл в других отраслях…
- В любом случае, пока мы находимся в рамках рыночной экономики, от всех этих перипетий будет выигрывать покупатель и потребитель, и это замечательно.
P.S. А вот интересно, как скажется на IPO Ozon? Если Сбер успеет до этого таки запустить проект со своим “маркетплейсом”? ”
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
UPD. Так как позже автор всё же разместил свой материал, то секрета в авторстве уже нет. Дмитрий Алексеев – совладелец сети электроники и бытовой техники DNS. Канал
Кроме того, издание The Bell подтвердило информацию о переговорах.
“После развода с «Яндексом» и несостоявшейся сделки с Ozon Сбербанк ищет новый выход на рынок e-commerce — банк ведет с владельцем группы «М.Видео» Михаилом Гуцериевым переговоры о совместном развитии принадлежащего ей онлайн-маркетплейса Goods.ru. Источники The Bell на рынке утверждают, что переговоры ведутся и о партнерстве в самой «М.Видео», но в группе «Сафмар» Гуцериева это отрицают.
О том, что Сбербанк и «Сафмар» ведут переговоры о партнерстве в онлайн-ритейле, The Bell рассказали четыре источника на этом рынке. По их словам, Сбербанк ведет переговоры о покупке принадлежащего «М.Видео» онлайн-маркетплейса Goods.ru, а возможно, и самого «М.Видео».
Источник, близкий к одной из сторон возможной сделки, подтвердил переговоры о совместном развитии Goods.ru. При этом переговоры о возможной продаже «М.Видео» в «Сафмаре» категорически опровергли и заявили, что намерены и в дальнейшем всесторонне развивать этот актив. Первый зампред Сбербанка Лев Хасис в ответ на оба вопроса заявил, что не комментирует слухи. Президент «М.Видео» и совладелец Goods.ru Александр Тынкован отказался от комментариев.
Маркетплейс Goods.ru был основан в 2016-м, а запущен в 2018 году. 80% компании принадлежат группе «М.Видео—Эльдорадо», 20% — основателю и бывшему владельцу «М.Видео» Александру Тынковану. По данным СПАРК, в 2019 году управляющее Goods.ru ООО «Маркетплейс» получило выручку 269 млн рублей. При этом владельцы компании за четыре года вложили в нее 6 млрд рублей, следует из отчетности «Маркетплейса».
Goods.ru — небольшой игрок, но у него есть IT, приложение, база селлеров, а главное — инфраструктура «М.Видео», которая может обслуживать большие объемы, говорит один из собеседников The Bell. Для Сбербанка он мог бы стать базой для развития непродуктового e-commerce, считает он. Сбербанк, которому теперь принадлежит Rambler Group, мог бы обеспечить ритейлеру быстрый прирост трафика, говорит другой. Третий собеседник The Bell считает, что маркетплейс настолько связан с «М.Видео», что покупка проекта отдельно может не иметь смысла.
«М.Видео» — не только крупнейший в России продавец электроники (выручка в 2019 году — 435 млрд рублей), но и четвертый в России онлайн-ритейлер по версии агентства Data Insight, которое оценивает онлайн-выручку «М.Видео» в 57,5 млрд рублей. Капитализация «М.Видео» на Мосбирже утром 20 ноября составляла 129 млрд рублей (примерно $1,6 млрд). 73,5% акций «М.Видео» принадлежит группе «Сафмар» Гуцериева, 15% — немецкой группе Media/Saturn (развивала в России сеть Media Markt), 10% обращаются на Московской бирже.
После неудавшихся партнерств в e-commerce Сбербанк интересует либо покупка бизнеса целиком, либо получение в нем контроля, говорит еще один из собеседников The Bell, знакомый с деталями переговоров. «Сбербанк уже наигрался в партнерства, когда сначала у него берут деньги, а потом поливают грязью и в итоге все получается плохо. Теперь он хочет делать бизнес, в котором будет рулить сам», — говорит он. Банк рассматривает разные варианты для покупки, но переговоры с акционерами «М.Видео» зашли дальше, чем с другими, утверждает он.
В июне стало официально известно, что Сбербанк разводится со своим давним партнером — «Яндексом», с которым госбанк собирался строить «русский Amazon» на базе «Яндекс.Маркета». После развода маркетплейс достался «Яндексу», а «Сбер» стал искать нового партнера.
Им мог бы стать старейший российский онлайн-магазин Ozon, который теперь готовится к старту своего IPO. В июле источники Reuters и The Bell сообщали, что Сбербанк заинтересован в покупке доли в интернет-ритейлере. Речь шла о 30% акций. Но договориться с основными акционерами Ozon — примерно по 40% акций Ozon принадлежат АФК «Система» Владимира Евтушенкова и фонду Baring Vostok — не удалось.
Публично компании о сделке так ничего рассказать и не успели: из документов, которые Ozon подал в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), мы узнали, что в сентябре Ozon разорвал некое соглашение о намерении, которое ранее компания заключила со Сбербанком. Ozon посчитал, что выполнил свои обязательства, однако Сбербанк потребовал от компании неустойку в размере 1 млрд рублей. 12 ноября стороны заключили мировое соглашение: в нем компании договорились отказаться от взаимных претензий. И хотя Ozon так и не признал за собой нарушений, компания в итоге выплатила Сбербанку требуемый 1 млрд рублей.”