Прожектёры из общественного совета при ФАС “помогают” МСП
Общественный совет при ФАС 18 ноября обсуждал как помочь поставщикам из малого и среднего бизнеса начать сотрудничать с крупным ритейлом. Предложения настораживают.
Источник: “Известия”
Перепечатка
Торговым сетям могут ввести квоты на покупку товаров у малых фирм по аналогии с госзакупками. Такая инициатива бизнеса обсуждалась 18 ноября на заседании общественного совета при ФАС (материалы к нему есть в распоряжении «Известий»). Если ее реализуют, доля МСП на полке торговой сети будет не менее доли, которую конкретный ритейлер занимает на рынке в отдельно взятом регионе.
Защита малых
Доля торговых сетей в продуктовой рознице возросла за последние три года с 37,2% до 44,2 % в целом по России, достигнув максимума в Санкт-Петербурге (более 80% рынка), а также Ленинградской и Московской областях (73% и 66%), говорится в материалах к заседанию общественного совета при ФАС.
Пользуясь ростом своего влияния, крупные ритейлеры оказывают давление на местных производителей. Бизнес жалуется, что с сетями зачастую невозможно договориться о взаимовыгодных условиях. Доходит до того, что если торговая сеть не получает 70% дохода от продажи продукции, то такие договоры они даже не рассматривают, следует из документов.
Однако даже если договоренности удалось достигнуть, малый бизнес всё равно сталкивается с рядом сложностей. Во-первых, ему необходимо производить большой объем товаров, чтобы они были представлены сразу во всех магазинах сети (как минимум в одном регионе). Во-вторых, небольшие компании вынуждены нести множество дополнительных затрат: на выгодное место на полке, на маркетинг (скидки и акции), на вывоз товаров с истекшим сроком годности и доставку продукции до каждого магазина сети, если срок ее годности менее 10 дней. В-третьих, торговые сети диктуют высокие требования к упаковке.
Для защиты местных производителей на заседании общественного совета при ФАС было выдвинуто на обсуждение несколько инициатив:
— квотирование представителей МСП в перечне поставщиков торговых сетей (по аналогии с государственными закупками). Это предлагается сделать с помощью норматива по доле местных производителей на полках ритейлеров, который должен быть не меньше, чем доля торговой сети на рынке отдельно взятого региона;
— ограничение торговой наценки нижнего и верхнего пределов — не менее 10% и не более 30% для местных товаропроизводителей;
— контроль ФАС навязывания малому бизнесу дополнительных договорных условий, не предусмотренных законодательством;
— введение законодательных требований к типовому договору поставки для торговых сетей;
— введение требований по регистрации подразделений торговых сетей на территории муниципальных образований, на которых они работают, чтобы налоговые отчисления поступали в местные бюджеты.
«Известия» направили запросы в ФАС и крупнейшие торговые сети России с просьбой прокомментировать инициативы. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») заявили, что уделяют большое внимание работе с представителями малого и среднего бизнеса и в 2020 году их доля среди поставщиков превысила 70%.
Как рассказал «Известиям» источник, принимавший участие в заседании общественного совета, ФАС согласилась подробнее изучить проблемы малого бизнеса при взаимодействии с торговыми сетями. Чиновники организуют совещание с представителями МСП и ритейла, чтобы определить основные разногласия.
Дороже, но больше
Торгово-промышленная палата получает тысячи обращений региональных предпринимателей о том, что их продукция не востребована торговыми сетями, рассказала вице-президент ТПП Елена Дыбова.
— МСП приходят к ритейлерам и говорят: возьмите 500 т картошки по 20 тыс. рублей. А те отвечают: нет, мы в Узбекистане купим по 80 тыс. рублей, зато сразу 500 тыс. т. Весь мир поддерживает местных производителей, а у нас получается так, что ритейлеры пришли в регионы и выдавили всю малую торговлю, которая там была, — констатировала она.
Квоты нужны для того, чтобы создать стабильный рынок сбыта. Ведь малый бизнес — не равно некачественный, резюмировала Елена Дыбова.
Квотирование облегчит продвижение продукции МСП, которые не могут на равных вести переговоры с крупными торговыми сетями, отметила младший аналитик корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова. В то же время это предложение ограничивает экономическую свободу торговых сетей, оказывает прямое влияние на политику по формированию ассортимента частного бизнеса и перекладывает на него часть ответственности за развитие сектора МСП. Возможно, целесообразнее было бы сделать квоты рекомендательными, предложила она.
При этом с юридической точки зрения у ФАС нет препятствий для того, чтобы законодательно ввести подобное квотирование и сделать его обязательным для всех, указали специалисты. Обеспечение равных возможностей для крупных и небольших игроков, в том числе торговых сетей, — одна из основных задач ФАС, отметил управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. Он добавил, что при соответствии нормам смежных отраслей законодательства ведомство может ввести подобный норматив.