Минцифры хочет подковать мессенджеры
Мракобесие заразно. Особенно когда репутация утеряна. Некогда считавшееся “либеральным” ведомство – Минцифры начинает действовать как цифровой хунвейбин. Интересна сумма, которую потеряет российская экономика от такого нововведения за счёт уменьшения числа транзакций из-за перехода и затрат акторов на перевод на сырое, громоздкое и неудобное ПО.
Том более интересна аналогия – родители и учителя уже вовсю высказались, в какую сторону нужно идти всем переводчикам на российский «Сферум»
💬 Минцифры предлагает запретить иностранные мессенджеры для рабочих целей
🎯 Ключевые положения законопроекта:
- С 1 сентября 2026 года использование иностранных мессенджеров для рабочих задач станет ограничено в ряде сфер.
- Запрет коснется сотрудников маркетплейсов, банков, операторов связи, государственных служащих и других категорий.
⚙️ Альтернатива:
- Допустимо использование только российских мессенджеров, организованных юридическими или физическими лицами РФ.
- Обязательная идентификация или аутентификация через ЕСИА для всех сотрудников, работающих с российскими мессенджерами.
📌 Затронутые законы:
- «О защите прав потребителей»,
- «О банках и банковской деятельности»,
- «О Центральном банке РФ»,
- «О связи»,
- «О государственной гражданской службе РФ» и другие.
📈 Контекст:
- Сегмент корпоративных мессенджеров стремительно растет:
- 2023 год: объем рынка — 2,8 млрд руб.
- 2028 год (прогноз): 28,2 млрд руб. при среднем годовом росте в 59%.
- Российские разработчики, такие как IVA Technologies, «Труконф», VK и «Яндекс», активно конкурируют на этом рынке.
Подробности от Интерфакса
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU – Минцифры предлагает ограничить использование сервисов обмена мгновенными сообщениями в рабочих целях в ряде сфер деятельности. Такие положения включены в законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов, подготовленный министерством, сообщил “Интерфаксу” источник, знакомый с положениями законопроекта.
По словам источника агентства, предлагается ввести запрет на использование принадлежащих иностранным юрлицам или гражданам сервисов обмена мгновенными сообщениями для передачи, приема, доставки и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений. Эту норму предлагается распространить на сотрудников маркетплейсов и сервисов доставки (при их взаимодействии с физическими лицами – пользователями сервисов – ИФ), на сотрудников кредитных организаций, на служащих Банка России, работников операторов связи, гражданских служащих госслужбы и госслужащих регионов.
Соответственно, для работы с физлицами допускается использование сервиса обмена мгновенными сообщениями, организатором которого является российское юрлицо или гражданин России. При этом оговаривается, что соответствующий сотрудник/госслужащий, использующий российский мессенджер для взаимодействия с физлицами, для работы с мессенджером должен будет пройти идентификацию или аутентификацию в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА).
Эти положения, по словам источника, предлагается внести в законы “О защите прав потребителей” (2-ФЗ), “О банках и банковской деятельности” (17-ФЗ), “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (86-ФЗ), “О связи” (126-ФЗ), “О государственной гражданской службе РФ” (79-ФЗ), “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ” (414-ФЗ).
Минцифры предлагает ввести эти нормы с 1 сентября 2026 года. Сейчас этот законопроект находится на согласовании с заинтересованными госорганами.
Ранее компания J’son & Partners Consulting сообщала, что сегмент корпоративных мессенджеров – один из наиболее быстрорастущих сегментов рынка корпоративных коммуникаций. По данным компании, в 2023 году объем этого сегмента составил около 2,8 млрд рублей. Предполагается, что до 2028 года его среднегодовой темп роста составит 59%, а его объем вырастет до 28,2 млрд рублей в 2028 году.
Свои мессенджеры на рынке предлагают, как разработчики решений в области корпоративных коммуникаций (IVA Technologies, “Труконф”), так и операторы связи (МТС, VEON) или интернет-компании (“Яндекс”, VK).