Госдума приняла антимонопольный закон против доминирующего положения маркетплейсов
Госдума в третьем чтении утвердила законопроект, вводящий антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов e-commerce.
От прочтения всего этого возникает стойкое ощущение, что непонятно, что конкретно будут делать регуляторы. Неясные законы дают широкие возможности для произвола и коррупции. Хорошо, что убрали из закона проверки и абсурдистский запрет продавать маркетплейсу как самостоятельному селлеру(продавцу).
- Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
- Поправки являются частью “пятого антимонопольного пакета” и разработаны для борьбы с “цифровыми монополиями”.
- В России появится понятие “сетевой эффект”, позволяющее владельцу онлайн-площадки влиять на условия интернет-торговли.
- Критерии доминирующего положения для агрегаторов, использующих сетевой эффект, включают долю сделок на товарном рынке более 35%, выручку более 2 млрд рублей в год и возможность устранять другие компании с рынка или затруднять им доступ.
- Для владельцев платформ, соответствующих всем трем параметрам, вводится запрет на злоупотребление доминирующим положением.
- Подобные компании обязаны согласовывать с ФАС сделки свыше 7 млрд рублей на цифровом рынке.
- Правительство утверждает, что принятие этого законопроекта обеспечит защиту цифрового рынка от монополии и защитит права и интересы всех участников рынка.
Подробности от “Российской газеты” Перепечатка
В России вводятся антимонопольные ограничения для цифровых платформ – маркетплейсов и агрегаторов. Такой закон приняла Госдума в целях пресечения злоупотреблений доминирующим положением со стороны их владельцев.
Изменения позволят выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных маркетплейсов и агрегаторов, пояснял ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Закон должен будет вступить в силу с 1 сентября 2023 года.
Согласно документу, предусматривается запрет монополистической деятельности лицам, использующим в интернете программы для электронных вычислительных машин для заключения сделок продавцов и покупателей. Также поправки распространяют запрет на злоупотребление доминирующим положением на цифровые платформы и агрегаторы, если те оказывают существенное влияние на смежные рынки, а их выручка за последний календарный год превышает 2 млрд рублей. Кроме того, документ закрепляет, что компании должны будут согласовывать с ФАС сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд рублей.
Член Комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин (фракция “Единая Россия”) в комментарии “РГ” объяснил, почему важно повысить антимонопольный контроль.
“Наша задача – защитить права добросовестных участников рынка – малый бизнес от монополии и противостоять злоупотреблениям со стороны субъектов, который “жульничают” и используют программы для электронных вычислительных машин, – заявил он. – Кроме того, сейчас мы заинтересованы в том, чтобы молодые стартапы выходили на рынок и условия для них должны быть благоприятными”.
Он также подчеркнул важность обеспечения здоровой конкуренции, которая будет развиваться в прозрачных, недискриминационных и разумных условиях доступа малых и средних предпринимателей к цифровой инфраструктуре.
“Хочу отметить, что закон направлен не против IT-платформ, а против нарушителей из-за которых все приводит к ограничению конкуренции, выбора для потребителей и необоснованному росту цен”, – заключил Чаплин.