Союз Торговых Центров говорит о подготовке к возвращению Zara и всех, всех, всех
Корейские автоконцерны (Hyundai Motor Group и с меньшей вероятностью Kia) поговаривают о возвращении продаж или даже заводов в России, а ритейлеры, как будто, поговаривают о возврате в торговые центры. И не кто-нибудь, а Zara и другие сети фэшн-холдинга Inditex. На магазинах Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius во многом держались торговые центры, притягивали покупателей, обеспечивали трафик.
Плачевное состояние торговых центров, которые постоянно говорят о полной заполненности площадей обусловлено уходом брендов после начала [censored]. Бренды-заместители и новые бренды из “дружественных” стран не справляются с задачей. Российские бренды, вначале преисполненные самых оптимистичных планов, испытывают сложности и часто сворачивают сети или говорят уже говорят о финансовых проблемах.
То как ТАСС передаёт новость главы Союза Торговых Центров Павла Люлина говорит о нескольких вещах:
- никаких официальных переговоров о возвращении сети не ведут, а частные разговоры – это частные разговоры;
- шапкозакидательство – “а не нужны нам никакие западные бренды – друзей пустим и сами будем производить” заканчивается, понижать уровень потребления и терять большие моллы никто не хочет;
- эта новость – скорее приглашение ушедших брендов к диалогу, чем приглашение к диалогу от них;
- карго-культ, который сразу вспыхнул в момент ухода H&M, IKEA, Zara – жив, и покупатели хотят возвращения именно этих брендов и некоторых других, что подтверждается интересом к трансграничным площадкам
- стремление к миру в России будет поддерживаться в том числе и стремлением вернуть прежние возможности шоппинга, как ни цинично это звучит
- то, что это публикует ТАСС, говорит о том, что и настроение властей от импортозаместительного сменяется на приглашающее – интересно как это будет совпадать с настроением “новых собственников” полученных активов
В марте 2022 года испанская группа Inditex, владеющая брендами Zara, Bershka, Pull&Bear, Massimo Dutti и другими, приостановила свою деятельность в России, закрыв около 500 магазинов. Это решение было обусловлено невозможностью гарантировать бесперебойность операций в стране. В октябре того же года Inditex объявила о продаже своего российского бизнеса ливанской группе Daher, после чего на месте бывших магазинов появились новые бренды, такие как Maag, Ecru, DUB и Vilet.
После ухода Inditex из России ряд торговых центров подали более 30 исков против компании, требуя взыскания задолженностей по арендной плате и штрафов за приостановку работы магазинов. Например, самарский торговый центр потребовал от ООО «Зара СНГ» более 512 млн рублей.
В феврале 2025 года появились сообщения о частных переговорах по возможному возвращению брендов Inditex на российский рынок. Вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин подтвердил, что такие переговоры ведутся неофициально, и представители брендов изучают ситуацию на рынке для потенциального возвращения. Однако для этого необходимо улучшение политической обстановки и снижение санкционного давления.
Уход Inditex из России привел к значительным финансовым потерям как для компании, так и для российских партнеров. Общая сумма убытков иностранных fashion-ритейлеров от полного ухода из России оценивалась в $760–800 млн.
Торговые центры, где бренды Inditex были основными арендаторами, также понесли убытки, оцениваемые в 2,3 млрд рублей.
Подробности от ТАСС
МОСКВА, 15 февраля. /Корр. ТАСС Наталья Денисова/. Переговоры о возвращении в Россию брендов ушедшей из РФ группы Inditex, включая Zara, идут в частном порядке. Об этом ТАСС сообщил вице-президент Союза торговых центров (СТЦ) Павел Люлин.
“Переговоры ведутся в частном порядке, неофициально. Есть те, кто ведет переговоры от лица Inditex, зондируют почву. Сейчас Inditex в России официально нет”, – сказал собеседник агентства.
По словам Люлина, для возвращения необходимы “оттепель” в отношении с западными странами и начало снятия санкций, в первую очередь связанных с логистикой и международными оплатами. “Но возвращение может быть сложным. В наиболее выигрышном положении бренды Inditex (Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius), так как у них есть возможность вернуться обратно на площадки “наследников” (MAAG, Vilet, Dub) в торговых центрах”, – добавил он, добавив что возвращаться придется на рынок, где уже сейчас есть дефицит свободных торговых площадей.
Ранее ТАСС сообщал, что ряд иностранных брендов из люксового и среднего сегментов ведут переговоры о возможном возвращении в Россию. Как рассказывали агентству эксперты, бренды надеются, что к концу 2025 года ситуация позволит им вернуться на рынок.
В начале марта 2022 года группа Inditex (бренды Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Oysho) приняла решение временно прекратить работу на территории России на фоне специальной военной операции. В октябре компания, у которой насчитывалось более 500 магазинов в РФ, сообщила о соглашении по продаже своего бизнеса в России группе Daher.
Компания Inditex была основана испанцем Амансио Ортегой. Сеть насчитывает более 7 тыс. магазинов примерно в 100 странах.