Вино и другой алкоголь в российском ритейле. 2023. Итоги от WineRetail

WineRetail подвёл итоги прироста сетей алкомаркетов и примкнувшего к ним ритейла в 2023.

 

WineRetail Главное за 2023 год. Ритейлеры: открытия, слияния, поглощения.

На начало текущего года правом розничной продажи вина (в том числе, в рамках общей лицензии на несколько торговых объектов), в России обладало до 200 тысяч магазинов. Причем, примерно на 70 тыс. магазинов, принадлежащих крупному ритейлу, приходится почти три четверти всех продаж вина.

Два параллельных процесса рынка 2023 года – активное открытие новых торговых точек крупными игроками и, одновременно, сокращения числа объектов в региональном ритейле и в нелинейной рознице. Главная тенденция рынка – его дальнейшее укрупнение за счёт новых открытий ритейлеров из ТОП-5 и покупок региональных сетей.

🎉Открытия

Чемпионом рынка ритейла снова стала Mercury Croup. По оценкам агентства InfoLine, до конца года компанией будет открыто 4,5 тысячи объектов сетей «Красное и Белое» и «Бристоль».

«КиБ» в ближайшее время перевалит планку в 17 тысяч магазинов в 76 регионах присутствия. В сегменте специализированной розницы третье место по числу магазинов пока держит «ВинЛаб» (порядка 1 600 магазинов).

X5 и «Магнит» во всех форматах (включая дрогери) до конца года откроют не более 3 тыс. объектов на двоих. В топе открытий крупнейшего федерального ритейлера – X5 по-прежнему, новые «Пятерочки», но основную ставку в будущем планируется делать на дискаунтер «Чижик». Одним из лидеров по новым открытиям также стала сеть «Светофор».

🤝Сделки

Крупнейшим покупателем в этом году можно назвать «Ленту», в связи с приобретением торговой сети «Монетка»: 2 120 магазинов, 5 РЦ, свыше 560 грузовиков. Основные регионы: Урал и Западная Сибирь. Отметим также, что по некоторым данным «Лента» интересовалась приобретением специализированной сети «Градусы», да и в целом изучала в этом году возможности выхода в сегмент «алкосторов».

X5 на втором месте с целой серией покупок поменьше. Среди приобретений: сеть «Амба» на Дальнем Востоке – 71 объект, «Виктория» и «Дешево» в Калининградской области и МО – 118 магазинов, «Гроздь» в Саратовкой области – 100 магазинов, Группа «Тамерлан» 295 магазинов («Покупочка», «Покупалко», «Га-Га») в ЮФО, Ставропольский край и крупный РЦ в Волгограде. Итого, приобретения принесли X5 новые 584 объекта.

«Магнит» на третьем месте с покупкой доли в крупнейшем дальневосточном ритейлере «Самбери». Сделка пока не закрыта (в планах – лето 2024 года), но это по-настоящему интересный актив, один из последних такого масштаба за Уралом с общим числом магазинов – 291.

🛒Форматы

Все аналитики сходятся во мнении о долговременном доминировании дискаунтеров разной степени жесткости в ритейле. В формате бывают приятные исключения (например, дискаунтер Да! от ГК Окей), но в большинстве, хард-дискаунтер это примерно 20-40 СКЮ вина и похожих на него продуктов на всю матрицу. Надежды на развитие категории в универсальной торговле пока оставляют супермаркеты. Кроме очевидного лидера формата – «Перекрёстка» и премиальной «Азбуки Вкуса» (самое интересное открытие года – супермаркет на супер-заправке Лукойла), отметим SPAR в его версии Middle Volga. Несколько крупных форматов компании Eurospar за год открылись в Москве, Петербурге, Казани и Чебоксарах. Новые открытия (и развитие собственного девелопмента) после долгого перерыва планирует казанская «Бахетле». Есть интересные планы и у краснодарского «Табриса». Одно из ярких впечатлений года – новосибирская «Добрянка», большой супермаркет русской кухни в Академгородке. Формат, который очень сложен в масштабировании, но полностью его заслуживает. К надеждам будущего года можно отнести и дальнейшую «винификацию» супермаркетов «ВкусВилл» (пока 21 магазин с вином из 1582).

Масштабирование, в сочетании с изменениями на товарном рынке, ставит перед ритейлом принципиально новые задачи в управлении винным ассортиментом.

0

Автор публикации

не в сети 15 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4878Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий