Яндекс Лавка революция: продажа инфраструктуры на сторону. “Азбука вкуса” – первая
Новости об этом революционном событии в e-grocery появились ещё в пятницу, ну а окончательно выпустили вчера. Яндекс Лавка начинает выступать не только как самостоятельный игрок eGrocery, но начинает продавать свои услуги на сторону. Продаёт услуги ИТ-инструментов и системы, дарксторы и логистику. Первый клиент – “Азбука Вкуса” (ритейлер ориентирующийся на премиум сегмент).
Что это означает для Лавки? Для Лавки, как и для остальных проектов Яндекса, это означает попытку к переходу на безубыточную модель проектов. Так как в Яндекс Доставке внедряют плавающую цену, так и убыточный проект Лавки переводят из ритейлера в агрегатора и сервис. Стать агрегатором или начать продавать сервис может стать и выходом из убытков. А может и не стать. Многие проекты перед своей гибелью начинали продавать свои услуги (склад, доставку, что угодно) на сторону – и частенько это был последний аккорд или лебединая песня – кому как нравится.
Лавка при этом, как бы читая наши мысли, говорит о том, что несколько лет у проекта положительная юнит-экономика. Ню-ню
Прямая речь
Яндекс Лавка запустила направление по продаже собственных технологий сетевым ритейлерам. Эти решения позволяют бизнесу запустить с нуля сборку и доставку товаров или усовершенствовать уже существующую. Ритейлеры могут выбрать весь набор технологий, которые предлагает Лавка, или отдельные модули — например, систему для управления ассортиментом.
Среди B2B-продуктов Лавки — системы для сборки заказов с полок магазинов, для управления дарксторами, ассортиментом, сменами курьеров и сборщиков, алгоритмы пополнения запасов и создания с помощью искусственного интеллекта маршрутов для курьеров. Ритейлеры также могут купить у сервиса готовое приложение, чтобы продавать свои товары клиентам, — достаточно наполнить его своим контентом.
Решения Лавки рассчитаны как на онлайн-, так и на офлайн-торговлю. Например, эти технологии можно использовать на рынке косметики, спортивных товаров или одежды. B2B-продукты Лавки подойдут как уже состоявшемуся бизнесу, так и новому. К примеру, сетевой ритейлер может подключить себе экспресс-доставку, если её ещё нет, а начинающая компания — систему для управления ассортиментом, чтобы сэкономить на её разработке.
Чтобы решения Лавки подходили как можно большему числу сегментов ритейла, сервис дополнил B2B-продукты функциями, которые сам не использует, но которые востребованы большинством ритейлеров на рынке. Например, Лавка создала технологию, которая позволяет организовать сборку заказов с полок магазинов или работать с весовыми товарами.
Первым партнёром сервиса стала «Азбука вкуса». С помощью решений Лавки она планирует запустить пилотные дарксторы в Москве. Это позволит «Азбуке вкуса» повысить качество и скорость сборки покупок, а также уменьшить нагрузку на свои офлайн-магазины, в которых сейчас собирают онлайн-заказы. Благодаря дарксторам ритейлер сможет привозить товары покупателям в срок от 30 минут. С такой доставкой будет доступно около 7 тыс. товаров — ассортимент подобран на основе покупательского спроса и будет включать в себя готовую еду собственного производства ритейлера. Качество сборки, сервиса и доставки будет обеспечено силами сотрудников и курьеров «Азбуки вкуса».
Технологии Лавки уже показали свою эффективность. В России сервис несколько лет работает с положительной экономикой на заказ. Всего у Лавки больше 500 дарксторов, а в её ассортименте около 5 тыс. товаров.