ЮKassa и Rambler&Co. Данные про то, как россияне используют российский софт и что говорят про него под запись
Около 50% россиян довольны качеством российского софта, 60% пользователей используют его на протяжении нескольких лет. Российские компании стали почти в 40 раз чаще покупать программное обеспечение для своих сотрудников. Такие выводы в ходе проведения опроса получили ЮKassa (сервис финтех-компании ЮMoney) и крупнейший медиахолдинг страны Rambler&Co.
Вступление довольно казённое. Числа о том, как мало используют российский софт – ниже.
Пользователи готовы перейти на отечественный софт
Бо́льшая часть респондентов (29%) использует на рабочем компьютере отечественные браузеры и антивирусы. Российские офисные пакеты и почту выбирают 18%, а бухгалтерию — 16%. Также среди работников популярны операционные системы отечественной разработки (9%), облачные сервисы и CRM-системы (4%), системы видео-конференц-связи (4%).
На домашних компьютерах пользователи тоже склонны использовать российские браузеры и антивирусы (24%). Среди 12% респондентов востребованы офисные пакеты и почта, операционные системы выбирает каждый десятый. На фото- и видеоредакторы, программы для работы с PDF-файлами и облачные сервисы приходится 3%, 3% и 2% соответственно.
Остальные участники опроса пока не пользовались российским софтом. При этом они готовы перейти с иностранного ПО на отечественное, если вырастет качество программ и выбор — об этом сказали 67%. Для 21% важны рекомендации друзей и коллег, ещё 12% нужна более низкая цена.
Качеством отечественного ПО довольны 49% респондентов, а 41% считает, что его можно сделать лучше. Оставшимся 10% пока ещё не всё в нём нравится. В течение нескольких лет российский софт используют 60% опрошенных пользователей, больше года — 17%, а меньше года — 10%. Ещё 13% перешли на отечественные программы совсем недавно.
Бо́льшая часть респондентов (64%) считают, что государственная и коммерческая поддержка IT-стартапов могла бы стимулировать российских разработчиков создавать больше софта. Около 15% полагают, что с этим может справиться улучшение условий труда, 11% рассчитывают на допобразование, по 5% — на свободный график работы и социальные льготы.
Российские компании стали чаще покупать ПО для сотрудников
С 1 января по 31 мая 2022 года российские работодатели в 39 раз чаще покупали разное программное обеспечение для своих сотрудников в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Обороты B2B-платежей интернет-магазинов, продающих ПО через ЮKassa, увеличились в 8,7 раза. Больше всего софта компании приобрели на сумму от одной до пяти тысяч рублей — доля таких покупок составила 60%.
«Процесс импортозамещения в IT-сфере идёт не первый год. Создан реестр отечественного программного обеспечения, который сегодня насчитывает более 13 тысяч позиций. Есть государственная поддержка, в рамках которой предприниматели могут приобрести российское ПО со скидкой 50%. Интерес к отечественным разработкам будет только расти», — говорит Дмитрий Кармишин, коммерческий директор финтех-компании ЮMoney.
Пользовательский спрос на ПО вырос
За пять месяцев 2022 года пользователи купили на 28% софта больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Обороты онлайн-площадок выросли на 41%, а плательщиков стало на 74% больше. Чаще всего покупали ПО на сумму от одной до пяти тысяч рублей — 30% от общего числа платежей в этом сегменте.
Об исследовании
В опросе Rambler&Co приняли участие 7 286 пользователей. Большая часть — мужчины в возрасте от 31 до 45 лет (66%). В исследовании ЮKassa учитывались платежи между компаниями с 1 января по 31 мая 2022 и 2021 годов, а также покупки пользователей в интернет-магазинах, продающих различный софт.
О ЮMoney
ЮMoney — крупнейшая по выручке финтех-компания России в 2018-2020 годах (рейтинг подготовлен бизнес-клубом «Атланты» и компанией Smart Ranking, 2021 год). Входит в экосистему Сбера, разрабатывает платёжные решения для людей и компаний. Один из самых популярных сервисов электронных платежей в России. В ЮMoney зарегистрировано свыше 60 млн кошельков, выпущено более 2 млн пластиковых и 21 млн виртуальных карт.
ЮKassa — лидер среди специализированных платёжных сервисов (по данным «РБК Исследования рынков», 2021 год). С ЮKassa работают больше 160 тысяч онлайн-площадок из 29 стран мира, сервис поддерживает более 10 платёжных методов. В ЮKassa есть решения для бизнеса любого масштаба: сервис для самозанятых по приёму платежей от клиентов, решение для быстрых расчётов между юрлицами, оплата товаров и услуг по частям, выставление счетов через мессенджеры и другие финтех-продукты.
Юридическое лицо ЮMoney — ООО НКО «ЮМани».
О Rambler&Co
Rambler&Co занимает первое место среди медиахолдингов России по размеру ежемесячной аудитории — свыше 47,7 млн человек (по данным Mediascope, Cross Web, март 2022). В него входит «Лента.ру», «Газета.Ru», портал «Рамблер», «Чемпионат», «Секрет фирмы», WMJ.ru, Motor.ru и ряд других медиаактивов. Благодаря различной тематической принадлежности площадок холдинг покрывает почти весь спектр интересов и потребностей различных аудиторий.