Всё о продажах автомобилей в России в 2024. Легковые, грузовые, LCV, марки авто
📊 Итоги авторынка России в 2024 году: рост новых авто и спад вторичного рынка 🚗
2024 год стал периодом значительных изменений для российского авторынка. По данным «Автостат Инфо», рынок новых автомобилей показал уверенный рост, а рынок машин с пробегом сократился.
Рынок новых автомобилей: +48% к 2023 году 🚘
🔹 Общие продажи: 1 550 249 новых авто (+48%).
🔹 Декабрь 2024: продано 120 916 авто (+2% к декабрю 2023).
🔹 Иномарки: 68% рынка (+51%, 1 055 885 ед.).
🔹 Российские авто: 32% рынка (+41%, 494 364 ед.).
Лидеры среди брендов
- Lada: 439 035 авто (+34%).
- Haval: 191 560 авто (+70%).
- Chery: 157 899 авто (+32%).
- Geely: 149 924 авто (+59%).
- Changan: 103 388 авто (+118%).
Топ-5 моделей 2024 года
- Lada Granta: 203 432 авто (+3%).
- Lada Vesta: 123 688 авто (+199%).
- Haval Jolion: 84 220 авто (+51%).
- Chery Tiggo 7 Pro Max: 62 249 авто (+558%).
- Chery Tiggo 4 Pro: 52 858 авто (+64%).
Рынок китайских автомобилей: +68% 🇨🇳
🔹 Продажи: 905 949 авто.
🔹 Доля: 58,4% рынка.
🔹 Лидеры:
- Haval: 191 560 авто (+70%).
- Chery: 157 899 авто (+32%).
- Geely: 149 924 авто (+59%).
Самый популярный китайский автомобиль – Haval Jolion (84 220 авто, +51%).
Рынок автомобилей с пробегом: -4% к 2023 году
🔹 Общие продажи: 6 393 112 авто.
🔹 Декабрь 2024: рост на 3% (524 384 авто).
🔹 Российские авто: +1% (1 851 499 авто).
🔹 Иномарки: -6% (4 541 613 авто).
Топ-5 моделей на вторичном рынке
- Lada 2190 Granta: 150 468 авто (+12%).
- Lada 2107: 144 925 авто (+4%).
- Lada 2114: 125 422 авто (-6%).
- Kia Rio: 145 155 авто (+6%).
- Hyundai Solaris: 133 798 авто (+5%).
📈 Выводы:
2024 год ознаменовался возрождением рынка новых автомобилей, особенно за счёт роста доли китайских брендов. Однако вторичный рынок продолжает сужаться, что связано с изменением предпочтений потребителей и общими экономическими тенденциями.
📊 Итоги рынка грузовиков и LCV в России за 2024 год 🚚
Рынок грузовых автомобилей: -12% к 2023 году
🔹 Общие продажи: 126 165 грузовиков.
🔹 Иномарки: 85 312 ед. (-10%, доля 68%).
🔹 Российские марки: 40 853 ед. (-16%, доля 32%).
🔹 Декабрь 2024: продажи 8 686 ед. (-31% к декабрю 2023).
Топ-5 брендов
- КАМАЗ: 23 121 ед. (-26%).
- Sitrak: 19 376 ед. (-19%).
- Shacman: 15 545 ед. (-26%).
- FAW: 11 680 ед. (-26%).
- Dongfeng: 9 990 ед. (+114%).
Лидеры по моделям
- Sitrak C7H (4×2): 12 384 ед. (-32%).
- Dongfeng DFH: 7 033 ед. (+84%).
- ГАЗ ГАЗОН NEXT: 6 020 ед. (+5%).
- Shacman SX331 (8×4): 5 338 ед. (-25%).
- Sitrak C7H (6×4): 5 020 ед. (+90%).
Вторичный рынок грузовиков: -6% к 2023 году
🔹 Общие перерегистрации: 299 604 ед. (-6%).
🔹 Российские грузовики: 141 726 ед. (-6%, доля 47%).
🔹 Иномарки: 157 878 ед. (-5%, доля 53%).
Топ-5 брендов
- КАМАЗ: 76 601 ед. (-7%).
- ГАЗ: 27 871 ед. (-8%).
- МАЗ: 18 525 ед. (-7%).
- Volvo: 17 508 ед. (-15%).
- Scania: 15 198 ед. (-17%).
Лидеры по моделям (вторичный рынок)
- КАМАЗ 65115 (6×4): 12 011 ед. (-2%).
- Mercedes-Benz Actros: 9 427 ед. (-13%).
- КАМАЗ 43118 (6×6): 9 437 ед. (-5%).
Рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV): +23% к 2023 году
🔹 Общие продажи: 108 535 ед. (+23%).
🔹 Иномарки: 8 139 ед. (+13%, доля 7%).
🔹 Российские LCV: 100 396 ед. (+24%, доля 93%).
Топ-3 моделей
- ГАЗ ГАЗЕЛЬ NEXT: 36 539 ед. (+9%).
- Sollers Atlant: 8 182 ед. (+28%).
- ГАЗ-3302: 8 015 ед. (+18%).
📈 Основные тенденции:
- Снижение спроса на новые грузовики связано с экономическими ограничениями, но на вторичном рынке удерживается значительная активность.
- Рост сегмента LCV отражает потребности малого и среднего бизнеса в доступной коммерческой технике.
- Китайские бренды продолжают увеличивать свою долю, особенно на рынке новых грузовиков.
- Ситуация с КАМАЗ показывает устойчивую позицию на внутреннем рынке, несмотря на общий спад.
Подробности от Минпромторга
Москва, 4 января. – По итогам января-декабря 2024 года на территории Российской Федерации реализовано 1 836 029 новых автомобилей (до 3-х лет), что на 39% больше показателей прошлого года (1 319 862 шт.)*. При этом рынок новых автомобилей отечественного производства превысил 829 тыс. шт., что на 28% больше показателей января-декабря 2023 года.
Объём рынка в сегменте легковых автомобилей составил 1 553 608 шт. (+47% к аналогичному периоду прошлого года), в сегменте лёгких коммерческих автомобилей – 140 292 шт. (+34% к аналогичному периоду прошлого года), в сегменте грузовых автомобилей – 121 562 шт. (-13% к аналогичному периоду прошлого года), в сегменте автобусов – 20 567 шт. (+16% к аналогичному периоду прошлого года).
С подробным отчётом можно ознакомиться по ссылке.
*По данным АО «ППК» (входит в группу компаний АО «Электронный паспорт» и специализируется на аналитической обработке статистических данных, содержащихся в системах электронных паспортов транспортных средств и самоходных машин).
Подробности от Forbes
По итогам года продажи новых автомобилей в России выросли на 39%, до 1,8 млн штук, сообщили в Минпромторге. Из них на легковые автомобили пришлось 1,55 млн штук, их продажи за год увеличились на 47%. Этот результат оказался выше результата 2021-го, когда, по данным «Автостата», объем продаж новых легковых автомобилей в России превысил 1,51 млн штук. В 2025-м продажи, напротив, могут упасть, прогнозировали ранее эксперты «Автостата»
Продажи новых автомобилей в России в 2024 году выросли на 39% по сравнению с 2023 годом, всего за 12 месяцев было продано 1,8 млн автомобилей. Об этом сообщил Минпромторг со ссылкой на данные компании «Паспорт промышленный консалтинг» (совместное предприятие «Автостата» и системы электронных ПТС).
Вместе с тем, по данным, которые приводит ведомство, выросло и производство российских автомобилей — на 28% к 2023 году: всего за год было выпущено более 829 000 новых автомобилей отечественного производства.
При этом в сегменте легковых автомобилей продажи выросли на 47% и превысили 1,55 млн штук, утверждает Минпромторг. Продажи грузовых автомобилей, напротив, упали — на 13%, до 121 562 штук. Сегменты легких коммерческих автомобилей и автобусов продемонстрировали рост на 34% и 16% соответственно.
В конце декабря директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков по просьбе Forbes оценил рост продаж новых легковых автомобилей в 2024 году. По его словам, по итогам года в России могло быть реализовано 1,59 млн легковых автомобилей, что опередило бы ожидания рынка. «Продажи восстановились, и результат станет лучшим, чем показатели 2021 года», — заявил Целиков. По данным «Автостата», в 2021 году объем продаж новых легковых автомобилей в России превысил 1,51 млн штук. Абсолютный рекорд был поставлен в 2012 году, когда в России было реализовано 2,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.
Такой результат, по мнению опрошенных Forbes экспертов, был связан с индексацией тарифов утильсбора, ростом ключевой ставки и изменениями курса рубля: клиенты активно покупали автомобили, стараясь опередить рост цен, считает первый замгендиректора ГК «Рольф» Светлана Виноградова.
В сентябре 2024-го правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также для некоторых видов дорожно-строительной техники (ДСТ). На первом этапе ставка была увеличена на 70–85%. Затем ежегодно, вплоть до 2030 года, этот показатель будет подниматься. Если говорить в цифрах, то для авто с двигателем менее 2 л утильсбор вырастет примерно на 250 000 рублей, 2-3 л — более чем на 700 000 рублей, 3-3,5 л — более чем на 800 000 рублей. По данным «Автостата», в 2023 году средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составляла 2,96 млн рублей, а в 2024-м она выросла на 7%, до 3,17 млн рублей.
В 2025 году эксперты «Автостата» ожидают стагнацию или снижение продаж на российском авторынке. В базовом сценарии продажи новых автомобилей снизятся на 10%, до 1,43 млн штук, сообщили в агентстве Forbes. Высокая инфляция, повышение утильсбора и рост цен на новые автомобили, рост ставок и снижение доступности автокредитов, отсутствие официальных поставок глобальных брендов — вот основные негативные факторы, которые называют эксперты «Автостата». Среди позитивных факторов, которые будут влиять на рынок, — «вливание» денег в экономику и рост денежной массы, которые приводят к значительному росту доходов у некоторых категорий населения, отмечают эксперты «Автостата».
Подробности от Автостат Инфо
Итоги авторынка России за 2024 год «Автостат Инфо» публикует данные о регистрациях новых транспортных средств и транспортных средств с пробегом на рынке России в декабре 2024 года, а также за 2024 год в сравнении с 2023 годом.
Рынок легковых автомобилей. Новые
Рынок новых легковых автомобилей в 2024 году вырос на 48%
По данным «Автостат Инфо», в России за весь 2024 год было продано 1 550 249 новых легковых машин, что на 48% больше, чем за 2023 год.
В последний месяц прошлого года продажи вышли на отметку в 120 916 ед. и превысили результат ноября (119 335 авто) на 1,3%. В сравнении с декабря 2023 года, когда было продано 118 236 авто, рост показателей реализации составил +2%. По итогам всего года на долю иномарок в объеме всех продаж на рынке новых легковых автомобилей пришлось 68%, что на один процентный пункт больше показателя за 2023 год (67%). В процентном выражении рынок таких машин вырос на 51% с 699 107 до 1 055 885 ед. авто. В то же время доля рынка российских машин сократилась с 33% до 32%, продажи выросли на 41% с 350 861 до 494 364 ед.
Lada завершила прошлый год с 34-процентным приростом продаж к 2023 году (с 326 757 до 439 035 ед.). Лидером среди иномарок и вторым в абсолютном зачете стал Haval с годовым приростом показателей на 70% (с 112 496 до 191 560 ед.). Марочный топ-5 за 2024 год дополнили Chery (157 899 авто, +32%), Geely (149 924 авто, +59%) и Changan (103 388 ед., +118%).
Самый продаваемый автомобиль в 2024 году — Lada Granta, продажи у которой выросли к 2023 году на 3% с 197 337 до 203 432 ед. Второй стала Lada Vesta, показавшая рост продаж с 2023 до 2024 года на 199% с 41 397 до 123 688 ед. авто соответственно. Самая продаваемая иномарка в стране — Haval Jolion, который за год был продан в количестве 55 912 ед., что на 51% больше, чем было продано в 2023 году (84 220 ед.). Топ-5 моделей за 2023 год дополнили Chery Tiggo 7 Pro Max (62 249 ед., +558%), Chery Tiggo 4 Pro (52 858 авто, +64%) и внедорожник Lada Niva Travel (50 475 авто, +7%).
Китайские легковушки
Рынок китайских легковушек вырос за год на 68%
По данным «Автостат Инфо», в 2024 году россияне купили 905 949 легковых автомобилей китайских брендов. Это на 68% превысило продажи таких машин в 2023 году (538 548 ед. авто). Доля «китайцев» на авторынке России по итогам прошлого года составила 58,4%, тогда как на долю российских машин пришлось 32%. Отметим, что в последний месяц прошлого года данный сегмент рынка легковых машин показал спад на 7% к аналогичному периоду 2023 года и сократился с 72 215 до 67 066 ед. авто соответственно.
Лидером среди китайских брендов на российском авторынке в 2024 году стал Haval, продажи которого выросли к 2023 году на 70% до 191 560 ед. Вторым стал Chery, показавший годовой прирост на 32% с 119 890 до 157 899 ед. Третье место в годовом рейтинге досталось Geely с результатом 149 924 ед., что на 59% выше результата за предыдущий год. Добавим, что в топ-10 китайских брендов, лидирующих по продажам в 2024 году, на последнем месте оказался Li Xiang: 23 347 проданных машин, на 395% больше, чем за 2023 год (4715 авто).
Haval Jolion стал в 2024 году самым продаваемым китайским автомобилем. Кроссовер разошелся на рынке России в количестве 84 220 ед., что на 51% выше результата за 2023 год (55 912 ед.). Два следующих места в рейтинге среди китайских моделей заняли автомобили Chery — Chery Tiggo 7 Pro Max (62 249 ед., +558%) и Chery Tiggo 4 Pro (52 858 ед., +64%). Топ-5 за год дополнили Geely Monjaro с результатом 47 057 проданных машин (+138%) и Omoda C5 — 38 557 авто (+7%).
Рынок легковых автомобилей. С пробегом
Рынок автомобилей с пробегом закончил 2024 год с 4-процентным спадом
За 2024 год рынок легковых автомобилей с пробегом в России сократился на 4% по сравнению с результатом 2023 года, о чем стало известно из материалов статистики «Автостат Инфо». В абсолютном выражении объем перерегистраций упал в отчетный период с 6,642,753 до 6,393,112 ед. авто. Однако в последний месяц прошлого года вторичный авторынок вырос на 3% по сравнению с декабрем 2023 года, показав прирост с 507,602 до 524,384 ед. По сравнению с ноябрьским показателем перерегистраций (554,210 ед.) вторичный авторынок в декабре 2024 года сократился на 5.4%.
По итогам всего 2024 года объем продаж отечественных авто с пробегом вырос на 1% в годовом сравнении с 1,825,020 до 1,851,499 ед. (рыночная доля увеличилась с 27% до 29%). В то же время на 6% уменьшились перерегистрации иномарок с 4,817,733 до 4,541,613 ед. авто, при этом доля снизилась с 73% до 71%.
По результатам прошлого года перерегистрации автомобилей Lada выросли на 1% в годовом сравнении с 1,565,709 до 1,586,610 ед. Лидером вторичного авторынка среди моделей стала Lada 2190 Granta, показавшая в тот же период 12-процентный прирост перерегистраций с 133,797 до 150,468 ед. Также в топ-5 самых востребованных моделей рынка авто с пробегом в 2024 году вошли еще две «Лады» — Lada 2107 (144,925 авто, +4%) и Lada 2114 (125,422 ед., -6%). Звание самой продаваемой иномарки с пробегом в 2024 году досталось модели Kia Rio, перерегистрации которой выросли на 6% по сравнению с 2023 годом (с 136,757 до 145,155 авто).
Рынок грузовиков. Новые
Sitrak C7H стал в 2024 году самым продаваемым грузовиком в России
По данным статистики «Автостат Инфо», в России в 2024 году было продано 126 165 новых грузовых машин, что на 12% меньше, чем в 2023-м. В структуре годовых продаж 68% заняли иномарки, а еще 32% — российские бренды. Продажи грузовиков-иномарок по итогам года сократились на 10% до 85 312 ед., а продажи отечественных машин упали на 16% до 40 853 ед.
В декабре 2024 года грузовой рынок показал 31-процентный спад год к году, сократившись с 12 656 до 8 686 ед. Результат декабря оказался также на 7,6% ниже продаж, зафиксированных в ноябре — 9 399 ед.
«КАМАЗ» по итогам года сохранил лидерство на рынке грузовых машин с показателем 23 121 проданный грузовик (-26%). Остальные места в топ-5 брендов заняли китайские марки: Sitrak продал 19 376 ед. (-19%), Shacman реализовал 15 545 грузовых автомобилей (-26%), FAW – 11 680 ед. (-26%), а Dongfeng увеличил продажи в годовом сравнении на 114% до 9 990 ед.
И по итогам всего года именно тягач Sitrak C7H колесной формулой 4х2 стал лидером продаж среди грузовых машин в России. Показатели реализации у этой модели выросли на сократитлись на 32% с прошлого года до 12384 ед., что позволило ей обойти Dongfeng DFH, который занял второе место с результатом 7 033 проданных машин (+84%). В первой пятерке моделей лидеров по итогам 2024 года представлены также “ГАЗ ГАЗОН NEXT” — 6020 проданных машин (+5%), Shacman SX331 с колесной формулой 8×4 (5 338 ед., -25%) и еще один Sitrak — модель C7H с колесной формулой 6×4 (5 020 ед., +90%).
Рынок грузовиков с пробегом. С пробегом
Перерегистрации грузовых автомобилей в России упали за год на 6%
Рынок грузовиков с пробегом закончил 2024 год со спадом продаж на 6% к результату 2023 года, о чем сообщается в материалах исследования «Автостат Инфо». Перерегистрации упали с 318 029 до 299 604 ед. В сегменте российских грузовиков с пробегом спад продаж в отчетный период достиг 6% (с 151 024 до 141 726 ед.), а продажи подержанных иномарок упали на 5% с 167 005 до 157 878 ед. Рыночные доли между этими сегментами распределились как 47% и 53% соответственно.
В последний месяц прошлого года перерегистрации грузовых машин уменьшились на 3% год к году с 27 660 до 26 955 ед. При этом результат декабрьских перерегистраций почти соответствовал перерегистрации в ноябре (26 935 ед.).
На рынке грузовиков с пробегом в 2024 году первое место по перерегистрациям занял «КАМАЗ», несмотря на то, что его показатели упали к 2023 году на 7% с 82 432 до 76 601 ед. Второй и третий результат показали «ГАЗ» и «МАЗ» — 27 871 и 18 525 ед. соответственно (-8% и -7%). В топ-5 брендов вошли еще две европейские марки — Volvo (17 508 ед., -15%) и Scania (15 198 ед., -17%).
Самый продаваемый автомобиль на рынке подержанных грузовиков в 2024 году — «КАМАЗ 65115» с колесной формулой 6х4. За прошлый год перепродажи этой машины уменьшились на 2% к результату 2023 года с 12 294 до 12 011 ед. соответственно. Первое место среди грузовиков-иномарок занял Mercedes-Benz Actros с результатом 9 427 ед. (-13%), что обеспечило модели третье место в общем рейтинге вторичного рынка грузовиков сразу после «КАМАЗ 43118» с колесной формулой 6х6, перерегистрации у которого составили 9 437 ед. (-5%).
Рынок легкового коммерческого транспорта (LCV). Новые
В России за 2024 год было продано более 108 тыс. новых легких коммерческих авто
Объем рынка новых LCV в России вырос на 23% в 2024 году по сравнению с результатом 2023 года, о чем сообщается в материалах статистики «Автостат Инфо». По данным экспертов, в абсолютном выражении продажи выросли с 88 384 до 108 535 единиц соответственно.
Доля LCV-иномарок за год составила 7%, она сократилась на один процентный пункт по сравнению с прошлым годом. Продажи таких машин в тот же период выросли на 13% с 7229 до 8139 единиц. Доля российской техники в объеме всех регистраций достигла 93%, а их продажи увеличились на 24% с 81 155 до 100 396 единиц. В декабре прошлого года объем реализованных LCV показал прирост на 8% к аналогичному периоду 2023 года и увеличился с 10 351 до 11 207 единиц.
Относительно показателей за ноябрь 2024 года, когда было продано 11 387 таких машин, продажи упали в декабре на 1,6%.
На рынке новых LCV с большим отрывом лидируют российские модели. Первое место заняла по итогам 2024 года «ГАЗ ГАЗЕЛЬ NEXT», продажи которого выросли за год на 9% до 36 539 единиц. На второе место с заметным отставанием от лидера рейтинга вышел Sollers Atlant, объем реализации у которого увеличился на 28% до 8182 единиц. Третье место в списке самых продаваемых в 2024 году LCV досталось «ГАЗ-3302» с приростом продаж на 18% год к году (рост до 8015 единиц).
Рынок электромобилей
За 2024 год продажи новых электромобилей выросли на 27%
По данным «Автостат Инфо», в России в 2024 году было продано 18 217 «чистых» электромобилей (BEV), что на 27% превосходит результаты продаж за 2023 год — 14 378 единиц. Однако тренд на спад объемов реализации таких машин, который наблюдался во второй половине прошлого года, в декабре продолжился. Продажи BEV в декабре 2024 года сократились по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 25% — с 1979 до 1476 единиц.
В то же время за весь прошлый год рост рынка гибридных машин составил 178%. В абсолютном выражении продажи выросли в этот период с 20 681 единицы в 2023 году до 57 468 единиц в 2024-м.
Среди «чистых» электромобилей на авторынке в 2024 году лидером стал бренд Zeekr, который нарастил свои продажи к 2023 году на 106% — с 3741 до 7713 единиц. На втором месте «Москвич» — 1805 проданных машин в 2024 году против 575 единиц за 2023 год (+214%), а третье место занимает Evolute (1230 авто, -39%).
Самый продаваемый электромобиль в России по итогам 2024 года — модель Zeekr 001, которая разошлась на рынке в количестве 5096 единиц, что оказалось на 74% выше результата за 2023 год (2932 единицы). Второе место у «Москвича 3Е» — 1805 единиц (+214%), а третью позицию в рейтинге занял Zeekr X с результатом 1422 проданных машин, что на 191% выше продаж за 2023 год (488 единиц).
Пикапы
Объем продаж новых пикапов в России увеличился на 64%
Российские покупатели приобрели за 2024 год 29 199 новых пикапов, о чем сообщает «Автостат Инфо». Это на 64% больше продаж, зафиксированных за 2023 год (17 829 ед.). Рост рынка новых пикапов во многом обеспечила техника российских брендов. Продажи таких пикапов за год выросли на 109% (с 3396 до 7097 ед.), а их доля увеличилась с 19% до 24%. В тот же период объем рынка пикапов иномарок составил 22 102 ед., что на 53% выше продаж за 2023 год (14 433 ед.).
По данным аналитиков “Автостат Инфо”, в последний месяц 2024 года рынок новых пикапов увеличился на 21% по сравнению с декабрем 2023-го (с 2181 ед.) и вырос на 2% к ноябрю, когда было продано 2591 такой автомобиль.
Хотя в декабре лидером среди новых пикапов стала модель JAC T9 Hunter (всего продано 501 автомобиль), первое место по итогам года досталось Great Wall Poer Kingkong. Год к году продажи этого пикапа выросли на 710% — с 740 до 5993 ед. Вторым в годовом рейтинге стал «УАЗ Пикап», показавший 21-процентный рост — с 3346 до 4055 ед. На третью строчку рейтинга продаж вышел Changan Hunter Plus с приростом на 247% к 2023 году — с 893 до 3099 ед. Топ-5 моделей рынка новых пикапов за 2024 год дополнили Sollers ST6 (3041 ед.) и JAC T9 Hunter (2877 ед.).