Wildberries децентрализует склады?

Wildberries запустил программу партнерских сортировочных центров. Продавцы маркетплейса, у которых есть свои небольшие склады, смогут заработать на обработке заказов других контрагентов интернет-площадки. Это позволит Wildberries разгрузить собственные логистические объекты, говорят эксперты. Но они предупреждают о потенциальных рисках из-за появления в цепочке доставки нового звена.

Источник: КоммерсантЪ

Перепечатка с комментариями

О запуске программы рассказали в самом Wildberries. Ее участниками могут стать продавцы площадки, у которых есть свои склады площадью не менее 500 кв. м. Партнеры должны будут принять товар, отсортировать его, а также обеспечить временное хранение и дальнейшую отгрузку. За каждую обработанную единицу товара партнер получит 4 руб. Он должен будет компенсировать затраты, если по его вине товар другого продавца будет утерян или испорчен.

Первые три сортировочные центра (СЦ) по новой модели уже запущены в Москве, еще несколько в ближайшие дни заработают в Подмосковье, сообщили в Wildberries. В перспективе планируется открыть десятки партнерских СЦ в разных регионах России.

Wildberries — крупнейший маркетплейс в России. По итогам девяти месяцев этого года оборот вырос на 89% год к году, до 538,9 млрд руб. По данным на 1 декабря 2021 года, через маркетплейс свои товары продают более 450 тыс. предпринимателей. Сейчас, по собственным данным, у Wildberries в разных регионах десять крупных складских комплексов и около 100 дополнительных сортировочных центров общей площадью 720 тыс. кв. м.

В компании отмечают, что первыми из крупных участников российского рынка e-commerce запустили партнерскую модель работы СЦ, что позволит ускорить обработку и доставку заказов. В «Яндекс.Маркете» говорят, что с 2020 года развивают сортировочные центры в партнерстве с логистическими операторами. В «AliExpress Россия» сообщили “Ъ”, что также рассматривают микроформат партнерских сортировочных центров. У компании уже есть предложения от заинтересованных партнеров.

По словам исполнительного директора фулфилмент-оператора Reworker Алексея Жукова, новая модель работы сортировочных центров — правильное направление для развития маркетплейса. «Так Wildberries хочет разгрузить свою складскую инфраструктуру. Это должно позволить избежать ситуаций, когда на ключевых объектах интернет-площадки товар продавцов лежит месяцами»,— объясняет он.

Татьяна Бакальчук, совладелица Wildberries, в интервью ТАСС в апреле 2021 года: «Заниматься лишь логистикой — это unreal».

У Wildberries крупнейшая доля небольших продавцов, которым зачастую тяжело самостоятельно заниматься логистикой, что приводит к жалобам на очереди на складах и трудновыполнимые требования по приемке, объясняет партнер Data Insight Борис Овчинников: «Если проблема частично будет решаться через превращение опытных селлеров маркетплейса в посредников, помогающих менее опытным в обработке заказов, то у такого проекта могут быть перспективы». В будущем такие небольшие партнерские СЦ позволят компании расширить предложение в сегменте экспресс-доставки, в том числе по франчайзинговой модели, не исключает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, приводя в пример недавно запущенную франшизу «Яндекс.Лавки» в Сибири.

Однако появление нового звена в цепочке прохождения заказа, которым Wildberries напрямую не управляет, создает дополнительные риски, продолжает Борис Овчинников. Вряд ли маркетплейс сможет отдать партнерам обработку всех категорий заказов — например, с дорогими товарами это может создавать дополнительные риски в части ответственности за их потерю и повреждение, соглашается Михаил Бурмистров.

Собеседник “Ъ” на рынке называет инициативу Wildberries рискованной, так как магазинам нет смысла обслуживать своих конкурентов, а также им потребуется серьезная экспертиза в логистике. Алексей Жуков обращает внимание, что заявленная ставка оплаты за обработку заказа выглядит довольно низкой, а для крупной бытовой техники она будет даже ниже себестоимости.

 

Комментарии Ecomhub

В целом решение WB об эксперименте с децентрализацией складов одно из самых важных за последние годы. Маркетплейс постоянно сталкивался (и сталкивается) с проблемами поддержания собственных складов полного цикла обработки – это и страшно раздражающие селлеров проблемы долгих сроков приёмки и потери товара на складе, огромные сроки разбирательств по этим кейсам, и периодические коллапсы-очереди на приёмку и постоянное изменение условий привоза товаров на определенные склады и тому подобное.

Уже давно очевидно, что бутылочное горлышко  фулфилмента силами маркетплейса FBM (FBW в случае WB) давно ограничивает площадку и в отношениях с селлерами и в больших распродажах.

“Логистика WB сильно отличается от привычной в eCom’е и больше похожа классическую цепочку поставок, где распредцентр снабжает оконечную точку – ПВЗ, который в свою очередь представляет собой мини фулфилмент с позаказной сборкой. И если компании удалось сформировать под зонтиком своего бренда мини-фулфилмент, идея сформировать партнёрскую сеть уровнем выше кажется логичной” – Алексей Жуков, ReWorker

Децентрализация хранения, комплектация и обработки могла бы стать превосходным выходом. Теоретически такая децентрализация могла бы решить не только задачу разгрузки пиков на складах маркетплейса, но дала бы некоторые другие преимущества. Попробуем перечислить все.

 

Преимущества децентрализации складов
  1. Разгрузка основных складов маркетплейса, освобождение части площадей и высвобождение части трудовых ресурсов, что может ускорить основную обработку.
  2. Возможное удобство для селлеров, если им дадут выбор по удобным локациям для доставки – как в рамках одного региона или города, так и для региональных селлеров.
  3. Теоретическая бОльшая клиентоориентированность сторонних поставщиков услуг. При условиях, которые опишем ниже.
  4. Возможности развития маркетплейса и появления новых селлеров в регионах, в которых ранее маркетплейс не был представлен ранее или работал с большими сроками доставки.
Опишем и главные потенциальные проблемы

1. Доставку с децентрализованных складов труднее собрать воедино. Т.е. число заказов, которые приезжают бОльшим числом партий может только увеличиться. Вся экономия в сроках сортировки и обработки может быть уничтожена сроками доставки с новых складов.

2. Безопасность. Всё же в случае потери товара на WB шансы вернуть какие-то деньги на WB порядочно выше, чем от контрагента, у которого, скажем, случился пожар, или налёт, или сговор сотрудников и ночной вывоз всего товара. Будет ли отвечать сам маркетплейс за товар на чужом складе быстро покажут условия оферты или договоры с площадками.

3. Проблема, которой может и не быть. Насколько директивно WB будет отправлять к тому или иному поставщику услуг. Будет ли это добровольным? Будет ли это деление складов чётко по товарным категориям или что-то иное. Также станет понятно чуть позже.

Некоторые вопросы и сомнения

1. Почему пока упоминаются в качестве партнёров только другие продавцы, а не, скажем, складские и логистические операторы. Возможно программа не будет такой уж широкой и это только частная договорённость с конкретными крупными селлерами, у которых есть свободные ресурсы.

2. Размер вознаграждения за штуку в 4 рубля пугает. Это может сразу свидетельствовать в пользу того, что партнёров будет совсем мало и программа может просто заглохнуть. Также это будет означать, что “семена”, скажем, будут брать в работу, а от одежды будут просто отказываться складские партнёры. Ничего не говорится о стоимости самого хранения. Ноль?

“Стоимость неадекватна! Это сильно ниже себестоимости работ. 4 рубля на круг нереально делать, даже если рабов использовать. На еду им не хватит” – Дмитрий Новиков, ReWorker

 

Положительные последствия в случае успеха и развития

На самом деле этот эксперимент может стать началом некоторой уберизации складской отрасли в России. Ведь децентрализованная масса конкурентной среды исполнителей складских услуг может с успехом заменить те мегаломанские проекты всё больших и больших складов, о которых так хорошо писать в пресс-релизах и которые так хорошо смотрятся в корпоративных презентациях и отчётах. Ещё только в ноябре 2020 WB провела уберизацию пунктов самовывоза, а кто уже помнит то время, когда площадка развивала только “свои собственные” ПВЗ.

Только вот нужно понимать, что конкурентная среда исполнителей может с тем же успехом предложить свои услуги и селлерам для других маркетплейсов.

При таком раскладе будет приличный стимул для развития региональной логистики, региональных селлеров и региональной экономики. И стимул для развития ПО для децентрализованных небольших складов – привет OrderAdmin-у.

 

 

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4775Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий