ПВЗ Яндекс.Маркета станут очень, очень-очень многофункциональными
Яндекс планирует развивать многофункциональные центры обслуживания на базе сети брендированных пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Маркета. Сейчас партнерские ПВЗ только принимают и выдают посылки, а уже в следующем году они также смогут принимать в trade-in электронику, продавать устройства Яндекса, выдавать сезонную экипировку для курьеров, а также предлагать услуги зарядки электросамокатов. ПВЗ станут физической инфраструктурой, на базе которой Яндекс сможет оказывать и другие услуги.
Мы полны скепсиса.
Новые сервисы также сделают еще привлекательнее франшизу Маркета для владельцев ПВЗ. – Яндекс.Маркет
Новые ПВЗ будут обслуживать разные аудитории: пользователей и партнеров разных сервисов Яндекса, а также сотрудников компании, многие из которых сейчас работают в гибридном режиме. Пользователи смогут сдать в trade-in электронику, приобрести товары Яндекса вроде Яндекс.Станций, отправить в другой город посылку, сдать вещи на благотворительность или сезонные вещи на хранение. Курьеры-партнеры сервисов Яндекса будут оформлять в ПВЗ документы и получать сезонную экипировку. Также они смогут сдать разрядившийся электросамокат Go, а специальный сотрудник ПВЗ поставит его заряжаться для следующих поездок. Сотрудники Яндекса, которые работают в удаленном режиме, будут сдавать в ПВЗ свои документы для оформления трудового договора и других документов.
Предприниматели, которые сотрудничают с франшизой Яндекс.Маркета, будут получать дополнительный доход за каждую услугу в таком ПВЗ. Новые функции будут постепенно появляться в точках начиная с 2022 года.
При этом ПВЗ продолжат работать с покупателя и продавцами Яндекс.Маркета. Уже сейчас ПВЗ Маркета выдают заказы покупателям, принимают от них возвраты, принимают посылки от продавцов и выдают им невыкупленные товары.
Маркет начал развивать свои ПВЗ по модели франшизы около года назад. Сейчас у маркетплейса работает почти 2000 брендированных ПВЗ по всей стране. Всего за год франшиза сервиса стала доступна в 45 регионах России. Каждый второй предприниматель развивает с маркетплейсом более одного ПВЗ.
Комментарии Ecomhub
Здесь мы (Ecomhub), конечно, полны большого скепсиса относительно того, как отнесутся собственники и сотрудники ПВЗ к этим нововведениям. Масса неспецифических для ПВЗ операция, компетенций, которыми часто не владеют сотрудники. Несколько дополнительных мест хранения разных категорий. Особенно мы не верим в то, что “специальный сотрудник ПВЗ поставит его заряжаться для следующих поездок”. Конечно, причины введения дополнительных опций понятны – относительно меньшее число заказов по сравнению с основными конкурентами-маркетплейсами, но набор дополнительных опций никогда особенно успешным у точек не был. Фото, копир, продажа открыток и ещё 50 опций не заканчивались хорошо ни у независимых малых точек, ни у Почты. Теоретически Маркет может сломать этот тренд только при трёх условиях:
1. При разумном подходе к цене услуги, когда она будет действительно привлекательной для франчайзи.
2. При разложении всего множества услуг до такой простоты и автоматизации, что выполнить её будет секундным делом. Иначе фраза в очереди за посылками к оператору “мне недолго, только два комплекта зимней резины на хранение сдать” – станет эталонной.
3. Маркету придётся попросить соседей из других подразделений нагнать на новые услуги траффика и клиентов.