Динамика продаж продуктов, FMCG, алкоголя и лекарств в России 2022 года

“Контур” изучил данные сотен тысяч касс за минувший год, начиная с января до ноября 2022 года включительно. Наиболее резкие взлеты и падения продаж оказались связаны с событиями 24 февраля и сентябрьской частичной мобилизацией. Результатами исследования поделилась Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет.

Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет: “В течение 2022 года мы наблюдали своеобразные “качели”, когда спрос и продажи резко взмывали вверх, а затем откатывались назад. Практически все такие всплески объясняются событиями, связанными со спецоперацией: с ее началом в феврале и со стартом частичной мобилизации в сентябре 2022 года. Однако были и периоды, которые с первого взгляда не поддаются логике, вероятно, к этому времени в экономике происходило много незаметных изменений, которые внезапно проявились, когда была накоплена некая критическая масса.”

 

Продуктовая розница

Количество проданных товаров в феврале-марте 2022 года выросло в два раза по сравнению с январем 2022 года. При этом цены на товары заметно увеличились. Об этом говорит соотношение количества чеков и выручки. Если в марте розничные магазины выручили на 50% больше, чем в январе, то число чеков возросло лишь на 28%.

Люди закупали продукты питания впрок, что вполне объяснимо на фоне общей нервозности в феврале-марте, поэтому и цены росли, и за один визит в магазин покупатели приобретали больше, чем обычно.

Спад продаж в апреле 2022 года также вполне логичен: купили на 20% меньше товаров, чем в марте 2022 года, апрельская выручка относительно марта упала на 36%, а количество чеков — на 12%.

Ситуация повторилась в сентябре на фоне частичной мобилизации. Сначала продажи немного выросли, но затем оказались ниже апрельских значений: товаров купили на 8% меньше, выручка и число чеков относительно апреля снизились на 3% и 4% соответственно.

Динамика выручки (руб.) в сегменте продуктовой розницы за январь — ноябрь 2022 года (в среднем по торговым точкам)

Контур итоги 2022 ритейл

Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет: “Мы сравнили динамику средней цены на продукты по стране за период с января по ноябрь 2022 года включительно. Выяснили, на какие категории продуктов цена выросла сильнее. Так, сахар в ноябре продается дороже в среднем на 41%, чай и кофе поднялись в цене на 28%, сливочное масло на 14%, сыры на 13%, молоко на 12%. Еще отмечу, что мясо в среднем подорожало на 7%, а крупы на 6%.”

 

Товары первой необходимости

Аналогичным образом аналитики Контур.Маркета проследили динамику продаж мыла, шампуня, стирального порошка, туалетной бумаги и подгузников. Эти товары относятся к категории частого потребления, поэтому представлены практически в любом продуктовом магазине в качестве дополнительного ассортимента.

Пик продаж также пришелся на март 2022 года. В феврале продали на 5% больше штук и упаковок, чем в январе, а в марте рост продаж в штуках вырос уже на 66% по сравнению с тем же январем. В марте выручка взлетела на 85%, а число чеков на 49% относительно январских значений.

В апреле динамика снова показала откат. Интересно, что в сентябре таких выбросов уже не наблюдалось.

Контур итоги 2022 ритейл нонфуд

Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет: “К сентябрю 2022 года продажи товаров первой необходимости вышли на более или менее стабильный уровень, который можно назвать плато. Уместно сравнивать осенние продажи с апрельскими, когда динамика продаж замедлилась после мартовских кризисных закупок. В сентябре количество проданного товара было на 8% выше по сравнению с апрелем, выручка оказалась на 20% больше, а число чеков на — 7%. Снова видим непропорциональный рост выручки и количества чеков: во-первых, товар подорожал, во-вторых, люди приобретали больше товара за одну покупку.”

Алкогольная продукция

Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет: “Ощущение, что события в стране наименьшим образом повлияли на продажи крепкого алкоголя и пива. Динамика в целом растет, но этот рост неровный. Если в марте 2022 года продали на 15% больше товара по сравнению с январем, то в июле — уже на 54% больше январских значений”

Максимальных значений алкогольные продажи достигли в июле: магазины выручили больше на 41% и выдали на 26% больше чеков, чем в начале 2022 года.

За алкогольные напитки ко встрече 2023 года гражданам придется заплатить в среднем на 15% дороже, чем в январские праздники уходящего 2022 года.

 

Нерецептурные лекарства

Пик продаж лекарственных средств пришелся на март 2022 года, однако динамика отличалась от других отраслей. По сравнению с январем, продано на 10% больше товаров, аптеки получили на 15% больше выручки, однако количество чеков снизилось на 2% относительно январских значений.

Весенняя динамика четко отразила кризисную закупку, когда люди приобретали не чаще, но брали больше лекарств в одни руки. К концу 2022 года тренд по-прежнему растущий, но более ровный: увеличение продаж в связи с мобилизацией наложилось на сезонную заболеваемость.

Дарья Жигалина, аналитик системы сервисов для автоматизации бизнеса Контур.Маркет: “Видим, что продажи наиболее ходовых товаров по-разному реагировали на политические и экономические события 2022 года. Кризисный закуп ярко отразился на продуктах, фарме и товарах повседневного спроса. Продажи крепкого алкоголя и пива оказались не так подвержены влиянию внешних факторов. Возможно, что в декабре на фоне растущего курса евро и доллара мы вновь увидим признаки кризисных закупок, будем наблюдать за динамикой”

0

Автор публикации

не в сети 19 часов

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4796Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий