Некоторые дополнительные соображения к вопросу “экосистем” крупных Digital игроков в России

“Экосистема” бизнеса – термин уже не просто модный, а уже и надоевший. Но с этим термином и с тем, что он означает нам жить и работать. Поэтому рассмотрим два момента: авторское мнение Александра Иванова об “экосистемах”, карты экосистем на текущий момент.

 

Мнение Александра Иванова (президента НАДТ) об исходной полезности “Экосистем” и трансформации этого феномена в России

“А вот представьте себе кита.
Такого – большого-большого, он вот прям плывет и море из берегов выходит. А вокруг него все такое маленькое-маленькое…
Только представьте его себе со щупальцами. И щупалец – много-много, десятки, а лучше – сотни, многокилометровые такие, и все вокруг они хватают и подгребают под себя.
Представили?
Да бросьте, это же легко!
Во всяком случае, эта картина совершенно без малейшего усилия всплывает в уме руководителя любой крупной госкомпании в стране.

Более того, я вас уверяю, что именно эта картина всплывает в их мозгах, как только они слышат слово “экосистема”.
“Экосистему” как пояснение к содержательной стороне бизнеса ввел в обиход Джек Ма и – был услышан и понят, образ тогда показался интуитивно понятие и чрезвычайно красив, “Алибаба” поставила какие-то рекорды на IPO, во многом именно потому, что “экосистема” многим многое объяснила.
Но у нас экосистема волшебным образом преломилась.
Создание бизнес-среды, которая обеспечивает благополучие сотен бизнесов – не наше, наше – это кит со щупальцами, все хватающий все удушающий, наше – это пролезть туда, куда только смогут дотянутся щупальца.

Причем наши киты ревниво смотрят на щупальца соседей и хапают похожее.
Стоит только появится, например, сервису ЯндексТуалет как тут же появится СберУборная или МегафонСортир, а на местах начнут активничать киты помельче, вроде ГазМясОчко. (А ТинькоффТубзик? Не удержатся же, согласитесь!). И эта активность, конечно, неизбежно приведет к созданию нацпроекта СпутникГенМатериалы.

Все выше сказанное вовсе не означает, что само слово “экосистема” глупое и токсичное, это же вовсе не про слова, хотя, конечно, нашим китолидерам со товарищи не мешало бы заглянуть в словарь и попробовать осмыслить, что означает это слово.

И вот еще что хотелось бы донести: экосистема – это не искусственное образование, а – естественное. Применительно к любому экономическому явлению – это та самая “невидимая рука рынка”, с которой кормится огромное количество бизнесов и людей.
Есть у нас экосистемы?

А знаете – есть.
Они сами собой, без приказов и указов, фанфар и пресс-релизов, совершенно незаметно сложились вокруг маркетплейсов.
Торговать на маркетплейсе выгодно? Да!
Привлекательно? Да!

И вот – кто-то достает с антресолей прабабушкину швейную машинку “Зингер” и начинает что-то строчить, а кто-то реставрирует заброшенную фабрику и начинает там деревянные игрушки делать, кто-то поставляет и находит им материалы и компоненты, кто-то – возит их товары на склады маркетплейсов, а кто-то может их, товары, отфотографировать, описать, разместить товарные карточки, кто-то открывает пункты выдачи – нет смысла описывать все процессы, важно, что очень большое количество больших и малых предприятий, ИП и самозанятых, нашли себе место в этой цепочке, важно, что маркетплейсы создают питательную среду для размножения обслуживающих их бизнесов, для творческой и предпринимательской активности, это буйство жизни, которая расцветает не по приказу, а само по себе, вполне естественно.

Именно это и есть “экосистема”, и именно это имел ввиду Джек Ма, придумщик красивых образов, который, когда говорил об экосистеме, конечно, имел ввиду, что маркетплейс воздает среду, в которой найдется место и киту и бактерии, среду, где, с одной стороны, сосуществовать всем будет комфортно, а с другой – среда постоянно будет создавать новые вызовы, заставлять эволюционировать, развиваться, совершенствоваться.

Нас же бактерии не заинтересовали, нас заинтересовали киты со щупальцами.
Я, конечно, вовсе не думаю, что вот сейчас условный Герман Оскарович прочтет все это, хлопнет себя ладошкой по лбу, и в сознании его все мгновенно прояснится, он возьмет садовые ножницы и ринется отрубать щупальце СберУборная, это не для него, наверное, киты смогут отказаться и отбросить щупальца, как ящерица – хвост, только тогда, когда планктона лишатся, так что – не говорите ему об этом, не факт, что на пользу пойдет.

Все написанное – это нам, для нашего тайного экономического знания, понимания того, что такое, на самом деле, экосистема, как она развивается и как ей пользуются люди.
Ну и создателям маркетплейсов – существующих и будущих – молодцы, ребята.
Не уверен, что кто-то свято верил заповедям Джека Ма и свято следовал каким-то там его “заповедям”, просто маркетплейс – это как рассол: помещенный туда огурец неизбежно становится соленым.”

 

Карты экосистем на 2020

Главная карта

Экосистемы 2020

 

 

 

Возможные синергические эффекты между элементами экосистемы

Экосистемы 2020 Синергия Россия

 

 

 

Сравнительные данные элементов экосистемы Яндекса и Сбера (с Mail.ru)

Экосистемы 2020 Яндекс против Сбера

 

 

 

 

Этот материал не состоялся бы без деятельного участия Александра Иванова и Владислава Широбокова (с данными от Альфа Банка).

Рекомендуем ТГ канал Иванова – https://t.me/ivanovdirect (@ ivanovdirect)

и группу в FB Retail & E-Com знания: новости, аналитика, технологи. B2C, B2B, D2C, маркет”

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 1 день

Задорожный Сергей

17
Комментарии: 0Публикации: 380Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий