ePharma России в 2024: оценка Data Insight
Онлайн-продажи фармацевтической продукции в России продолжают расти, приближаясь к рубежу в 400 млрд рублей, что составляет две трети всего объема онлайн-продаж аптечного ассортимента, по данным Data Insight. Основной вклад в эти цифры обеспечивают аптечные сети и агрегаторы, такие как Аптека.ру и Яндекс.Еда, а также маркетплейсы, хотя их влияние пока ограничено определенными категориями.
🔍 Основные тенденции
1. Потребительское поведение
- Число онлайн-покупателей фармацевтики: около 30 млн человек, что составляет почти половину всех интернет-покупателей в России.
- Паттерны покупок:
- Срочные покупки (вечером и ночью) переходят в доставку (например, через Яндекс.Еду).
- Несрочные и крупные заказы чаще делаются через Аптеку.ру с выбором привычной аптеки для получения.
- Доставка остается малым сегментом: основное большинство покупателей забирает заказы в аптеках.
2. Аптечные сети
- Сегмент нелекарственного ассортимента (БАДы, медтехника, перевязочные материалы) переходит к маркетплейсам.
- Рост оффлайновых точек аптек за год составил почти 10%, несмотря на усиление онлайн-канала.
- Собственные торговые марки (СТМ) аптек демонстрируют успех в нелекарственном сегменте.
- Примерно половина роста онлайн-продаж связана с переходом потребителей между каналами, остальная часть обусловлена ростом цен.
3. Маркетплейсы
- Забирают рынок в категориях БАДов, медтехники и даже простых лекарств (например, аспирин).
- Отсутствие рецептурных препаратов на маркетплейсах сдерживает их рост в категории лекарств.
- БАДы теряют “аптечную идентичность” в глазах потребителей, что не способствует увеличению аудитории покупателей рецептурных лекарств.
🚀 Ключевые вызовы и перспективы
- Рост аудитории покупателей онлайн:
- Основной драйвер развития рынка — приток новых потребителей. Потенциал для роста остается значительным.
- Инвестиции аптек в онлайн:
- Масштабные вливания сокращаются из-за сложности прогнозирования окупаемости и нехватки средств.
- Маркетплейсы против аптек:
- Маркетплейсы активно завоевывают долю в нелекарственных категориях, но до появления проектов по доставке рецептурных препаратов их влияние на рынок лекарств ограничено.
- Возможные коллаборации:
- Совместные проекты между аптечными сетями и маркетплейсами (по примеру Винлаб и Ozon) могут стать катализатором для роста сегмента лекарств.
📈 Прогнозы
- Онлайн-продажи фармацевтики продолжат расти за счет расширения аудитории и перетока заказов из оффлайна.
- Основной сегмент роста — это простые и нелекарственные товары.
- Дальнейшая конкуренция между аптечными сетями и маркетплейсами приведет к трансформации пользовательских привычек и новому витку цифровизации рынка.
Фёдор Вирин. Прямая речь
Онлайн-продажи аптек в 2024 году составят чуть более 400 млрд рублей, и это 2/3 онлайн-продаж аптечного ассортимента. Кроме того на рынке есть доставка агрегаторов (Яндекс.Еда) и продажа через маркетплейсы (в почти исключительно БАДы и медтехника).
Что происходит на рынке:
Потребитель: около 30 миллионов онлайн-покупателей фармы (оценка), то есть чуть менее половины всех онлайн покупателей. Потребители разобрались с миссиями и покупают срочные вещи в оффлайне, а относительно несрочные и большие – в онлайне, чаще всего через Аптеку.ру, выбирая при этом одну и ту же аптеку /аптечную сеть для покупки и получения заказа. Срочные покупки вечером и ночью переместились в доставку (Яндекс.Еда), вместо того, чтобы отложиться на утро. Доля доставки крошечная, основной объем – забрать заказ в аптеке. Основной рост онлайн-продаж аптечного ассортимента сегодня за счет увеличения числа онлайн-покупателей в категории. И потолок там далеко.
Аптеки: прекратили масштабные вливания в онлайн-продажи (комплекс сложностей от плохо просчитываемого эффекта до отсутствия денег для инвестиций). Аптеки теряют нелекарственный ассортимент (его забирают все остальные), одновременно, предлагая в нем свои СТМ, в основном успешно. Количество оффлайновых аптек (точек) за год выросло почти на 10% и продолжает расти. Доля онлайн-заказов в аптеках через свои приложения, Аптеку.ру, Яндекс.Еду и другие системы заказов растет. Больше половины роста объема онлайн-продаж обусловлено перетоком заказов потребителей между каналами (оставшийся рост – повышение цен).
Маркетплейсы: отъедают у аптек все, что не лекарства (медтехника, БАДы, перевязочные), а также совсем простые лекарства (аспирин). В отсутствие перспектив нормализации оборота рецептов нет и перспектив продаж ЛП во внеаптечных каналах (в первую очередь в МПЛ). Рост продаж БАДов и всего остального на маркетплейсах приводит к разделению в представлении пользователей БАДов и Аптек (то есть БАДы перестают быть аптечными товарами в голове потребителя), и, соответственно, не ведет к росту аудитории покупателей лекарств онлайн. Появление совместного проекта между маркетплейсом и аптечной сетью по заказу/доставки лекарств (пример: Винлаб и Озон) приведет к росту покупателей лекарств, но пока такого проекта на рынке нет.
Это кусочек из нашего прогноза продаж фармы 2024-2027
https://datainsight.ru/DI_prognoz_epharma_2024