FCG: подделки в одежде и обуви – размер проблемы и способы обнаружения
Контрафакт, подделки, фальсификат – постоянно на слуху. Между тем профессионалы для того и нужны, чтобы распознать подделку и не допустить её продажу. Fashion Сonsulting Group подготовила хороший текст на эту тему.
Распространение контрафакта
Именно товары модной индустрии подделывают чаще всего. По статистике Европейского союза, от распространения контрафакта модная индустрия теряет около $12 миллиардов ежегодно. Основными категориями-лидерами по количеству контрафакта являются обувь, сумки, часы, а также одежда известных брендов.
В США в 2022 году было изъято поддельной обуви общей стоимостью $96,7 миллионов, сумок – $972 миллиона, часов на сумму $1,2 миллиарда и одежды на $487 миллиона.
Помимо финансовых потерь, распространение контрафакта наносит ущерб репутации бренда, а также оказывает негативное влияние на экологию и здоровье покупателей (большинство поддельных товаров содержат вредные токсины, которые разрушают дыхательную систему человека и могут спровоцировать ряд заболеваний опорно-двигательной системы).
В России эта проблема не менее актуальна. За последние четыре года оборот нелегальных товаров достиг почти 5 трлн руб., что равняется 10% от всей розничной торговли страны. В России основные категории контрафактной продукции – обувь, сумки, часы, а также одежда известных брендов. Согласно BrandMonitor, на долю подделок одежды и обуви люксовых брендов приходятся 273 млрд рублей, кроссовок – 72 млрд рублей.
Контроль и «вычленение» подделок ключевая проблема для компаний ресейла, прежде всег люксового. Без аутентификаторов индустрия перепродажи предметов роскоши рухнет. Именно бренды ресейла первыми внедряют самые последние технологии для идентификации подлинности брендовых изделий.
Способы аутентификации, которые используются брендами и ресейл платформами:
– Аутентификатор – человек
На крупных ресейл платформах (StockX, Vestiaire Collective, RealReal и др) специалисты обучаются не менее трех месяцев и находятся под наблюдением в течение семи месяцев, с дополнительными ежемесячными курсами. В ювелирной сфере есть специальные сертификаты идентификации драгоценных камней GRA, международного стандарта. Новые специалисты часто приходят из люксовых брендов или аукционных домов. Причем выпускные тесты должны быть со 100-процентными правильными ответами.
– QR-коды. Благодаря сканированию QR-кода покупатель может проверить подлинность приобретенного изделия.
Сейчас многие бренды печатают QR-коды на этикетках по уходу за продуктами, ссылаясь на цифровые идентификаторы. Когда потребитель сканирует этикетку, весь жизненный цикл продукта становится доступным, включая сертификат подлинности. Одна из проблем заключается в том, чтобы убедиться, что QR-коды печатаются на прочных материалах, которые могут выдержать много циклов стирки.
– NFT-метки
NFT-метки является невзаимозаменяемым токеном, то есть обладает уникальными свойствами Право собственности на NFT можно отслеживать. Привязка NFT-токена к физическому продукту является 100% доказательством его подлинности. NFT-метки используют такие крупные представители модного рынка, как Louis Vuitton, Gucci, Prada, Ralph Lauren, Burberry и др.
Визуальное распознавание с помощью ИИ
1. Технология искусственного интеллекта компании Entrupy имеет точность 99,1%, что позволяет ей обнаруживать то, что не может обнаружить человеческий глаз. Система анализирует детальные изображения товаров с помощью алгоритмов, обученных на обширной базе данных подлинных и поддельных товаров. Этот процесс происходит быстро и точно через приложение Entrupy. Чтобы обеспечить высочайшее качество изображения для анализа используется специализированное портативное устройство. Сейчас оно уже активно используется по миру.
2. Технология Alitheon FeaturePrint® no-touch serialization будет эксклюзивно лицензирована для использования Authentique в индустрии роскоши и моды. Alitheon – доминирующий игроком в области искусственного интеллекта в аэрокосмической, энергетической, оборонной и производственной сферах.Сделав фотографию изделия на смартфоне, потребители смогут удостовериться в подлинности приобретенного товара, С помощью Alitheon FeaturePrint® подделки и товары серого рынка смогут быть идентифицированы одним щелчком камеры.
3. Аутентификация кожаных изделий (обуви) по запаху
В отличие от одежды, при изготовлении обуви применяются химические материалы, обладающие специфическими запахами. Технологический стартап Osmo представила технологию идентификации подлинности – по запаху. Датчики искусственного интеллекта выявляют специфические, тонкие профили запахов, которые отличают подделки от оригинала. На данном этапе эксперименты показывают, что технология позволяет определять подлинность изделий с точностью до 95%.